112 держ ания публикаций. 11ерспсчататшая передовая статья газеты "Ж еньминьж ибао" ратовала за творческое прим енение сгали н екою наследия. В ней н а зы валось, что "...произведения С талина по-преж нему нужно надлеж ащ им образом изучать. Все полезное в его произведениях, особенно т е м ногие произведения. в которы х защ ищ ался ленинизм и правильно поды тож ивался опы т социалистическою строительства в СССР, м ы долж ны принять как важ ное историческое наследство11. А кцепты , указы ваю щ ие не позитивную роль И .В .С талина в жизни партии и страны , стали прослеж иваться и в оф ициальны х вы ступлениях руководителей КП СС. В частности, па торж ественны х заседаниях в честь дн я рож дения В .И .Л енина в апреле и по случаю годовщ ины Великой О ктябрьской социалистической револю ции в ноябре 1956 года докладчики Д .Т .Ш епилов и М .А .С услон1 лиш ь вкратце упомянули об ош ибках И .В .С талина, отм етили его как вы даю щ ею ся деятеля международного коммунистического движ ения, вы даю щ егося руководителя социалистическою строительства, отстаивавш его ленинские идеи и творчески развивавш ею марксизм. Это отраж ено в принятом Ц К КПСС постановлении о т 30 июня 1956 го да "О преодолении культа личпоспи и его последствий” (J9 5 6 r.), в котором в теоретическом плане освещ ались вопросы возникновения и развития культа личности, проводилась м ы сль об отсутствии взаимосвязи мужду культом личности и слож ивш ейся в общ естве политической системой.2 В данном постановлении ЦТ< К П С С назва! С талина ’’вы даю щ им ся теоретиком и организатором", ем у ставилась в заслугу борьба против оппозиции, в обеспечении "победы социализма" в С С СР и в развитии мирового коммунистического и освободительного движ ения. Злоупоф ебления властью Ц К КП СС отнес к отри нательны м личны м качествам Сталина. Главны й тсзис Ц К К П С С культ личности хотя и торм озил развитие советского общ ества, но не м ог из1 См.: Правда. 1956.23 апреля, 7 ноября. 2 См.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 9-е изд. М.. 1987. Т.9. С. 11-129. |
Раздел первый ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ПРОЦЕССА РАЗОБЛАЧЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И.В. СТАЛИНА И ЕГО БЛИЖАЙШЕГО ОКРУЖЕНИЯ Противоречивость процесса разоблачения культа личности И.В. Сталина проявлялась с первого дня после его смерти и до перестройки общественнополитической системы в Советском Союзе. В постановлении пленума ЦК КПСС от 30 июня 1956 года "О преодолении культа личности и его последствий" ЦК КПСС назвал Сталина "выдающимся теоретиком и организатором", ему ставилась в заслугу борьба против оппозиции, в обеспечении "победы социализма" в СССР и в развитии мирового коммунистического и освободительного движения. Злоупотребления властью ЦК КПСС отнес к отрицательным личным качествам Сталина. Главный тезис ЦК КПСС культ личности хотя и тормозил развитие советского общества, но не мог изменить характер советского строя. Политика КПСС в предшествующий 38 "Женьминьжибао" ратовала за творческое применение сталинского наследия. В ней указывалось, что "...произведения Сталина по-прежнему нужно надлежащим образом изучать. Все полезное в его произведениях, особенно те многие произведения, в которых защищался ленинизм и правильно подытоживался опыт социалистического строительства в СССР, мы должны принять как важное историческое наследство". Акценты, указывающие на позитивную роль И.В. Сталина в жизни партии и страны, стали прослеживаться и в официальных выступлениях руководителей КПСС. В частности, на торжественных заседаниях в честь дня рождения В.И. Ленина в апреле и по случаю годовщины Великой Октябрьской социалистической революции в ноябре 1956 года докладчики Д.Т. Шепилов и М.А. Суслов лишь вкратце упомянули об ошибках И.В. Сталина, отметили его как выдающегося деятеля международного коммунистического движения, выдающегося руководителя социалистического строительства, отстаивавшего ленинские идеи и творчески развивавшего марксизм. Это отражено в принятом ЦК КПСС постановлении "О преодолении культа личности и его последствий" (1956 г.), в котором в теоретическом плане освещались вопросы возникновения и развития культа личности, проводилась мысль об отсутствии взаимосвязи между культом личности и сложившейся в обществе политической системой. 177 Развитием идей данного постановления ЦК ' 6 См.: Правда. 1956.23 апреля, 7 ноября.. ' 77См.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 9-е изд. М., 1987. Т.9 С. 11-129. 101 |