Проверяемый текст
Пыжиков Александр Владимирович. Общественно-политическое развитие советского общества в 1953 - 1964 гг. (Диссертация 1998)
[стр. 131]

131 Полемика в конечном итоге зашла в тупик, поскольку уровень экономической культуры большинства ес участников (впрочем, и общества в целом) ограничивал перспективу решения проблемы позицией "или или1': либо ликвидировать товарно-денежные отношения как несовместимые с социализмом, либо признать их правомерность;, необходимость, что в восприятии многих было равносильно отрицанию социалистического характера экономики СССР.
Опять-таки налицо была сильная доза идеологии в научном обмене мнениями.
В результате ак
дальнейший и назревший вопрос остался не решенным.
Заметного прироста научных знаний не дали и философские дискуссии, сфокусировавшиеся главным образом на проблеме противоречий и их роли в развитии социалистического общества.
Полемика в целом не вышла за рамки схоластического теоретизирования.
Одна группа ученых
задела специфическое противоречие, присущее социализму, в "координатах" между безгранично растущими потребностями народа и достигнутым уровнем развития производства.
Сторонники другой точки зрения утверждали, что социалистическому способу производства вообще не присуще основное экономическое противоречие.
Они ставили под сомнение роль противоречий как движущей силы общественного прогресса, переводя разговор в плоскость рассмотрения источника развития, под которым подразумевали единство интересов, единство и сплоченность КПСС, единство и сплоченность всех сил социализма.
Даже представительная научная конференция в Институте философии АН СССР не помогла найти истину.
В выступлениях ее участников преобладала точка зрения о том, что противоречия при социализме носят неантагонистический и преходящий характер.
Иллюзорность мышления некоторых представителей ученого мира проявилась и в стремлении смягчить формулировку одного из ключевых философских законов: вместо "единства и борьбы противоположностей" они предложили "единство и борьбу существенных
различий".1 Не набрала должной высоты и разработка методологических аспектов философий, связанных с особенностями действия законов диалектики, характером качественных скачков в развитии общества, соотношением свободы и 1См.: Вопросы философии.
1958.
X” 12.
С.171.
[стр. 124]

денежных отношениях как имманентно присущих капитализму и 204 противопоказанных социализму.
Не соглашаясь с этим мнением, оппоненты подчеркивали: низкий уровень использования товарно-денежных отношений в тогдашних условиях и перспективе чреват серьезными трудностями для развития экономики.
Преждевременный переход к прямому безденежному распределению фактически означал бы не просто шаг вспять — он поставил бы под угрозу все хозяйственное строительство.
В экономике объективно прокладывала путь в завтра нс натурализация хозяйственных процессов, а тенденция к росту товарно-денежных отношении.204 205 Полемика в конечном итоге зашла в тупик, поскольку уровень экономической культуры большинства ее участников (впрочем, и общества в целом) ограничивал перспективу решения проблемы позицией «или — или»: либо ликвидировать товарно-денежные отношения как несовместимые с социализмом, либо признать их правомерность, необходимость, что в восприятии многих было равносильно отрицанию социалистического характера экономики СССР.
Опятьтаки налицо была сильная доза идеологии в научном обмене мнениями.
В результате актуальнейший
и назревший вопрос остался не решенным.
204 См.: Малышев П., Соболь В.
О научной основе изучения социалистической экономики// Коммунист.
1961.
№8, С.82-88.
205 См.: Гатовский Л., Саков М.
О принципиальной основе экономических исследований // Коммунист.
1960.
№ 15.
С.80-81.
124

[стр.,125]

Заметного прироста научных знаний не дали и философские дискуссии, сфокусировавшиеся главным образом на проблеме противоречий и их роли в развитии социалистического общества.
Полемика в целом не вышла за рамки схоластического теоретизирования.
Одна группа ученых
видела специфическое противоречие, присущее социализму, в «координатах» между без1ранично растущими потребностями народа и достигнутым уровнем развития производства.
Сторонники другой точки зрения утверждали, что социалистическому способу производства вообще не присуще основное экономическое противоречие.
Они ставили, под сомнение роль противоречий как движущей силы общественного прогресса, переводя разговор в плоскость рассмотрения источника развития, под которым подразумевали единство интересов, единство и сплоченность КПСС, единство и сплоченность всех сил социализма.
Даже представительная научная конференция в Институте философии АН СССР не помогла найти истину.
В выступлениях ее участников преобладала точка зрения о том, что противоречия при социализме носят неантагонистический и преходящий характер.
Иллюзорность мышления некоторых представителей ученого мира проявилась и в стремлении смягчить формулировку одного из ключевых философских законов: вместо «единства и борьбы противоположностей» они предложили «единство и борьбу существенных
различий»206 206 125 См.: Вопросы философии.
1958.
№12.
С.
171.


[стр.,126]

Нс набрала должной высоты и разработка методологических аспектов философии, связанных с особенностями действия законов диалектики, характером качественных скачков в развитии общества, соотношением свободы и необходимости.
Все эти вопросы искусственно привязывались к периоду «развернутого строительства коммунизма».
Не были по-настоящему продуктивными по своим итогам, потенциалу идей и дискуссии исторического профиля: по проблемам периодизации истории советского общества, первой русской революции и Великой Отечественной войны, истории КПСС, источниковедению историко-партийной науки.
Обществоведению никак не удавалось выйти на научные рубежи познания.
Командно-административный стиль руководства наукой традиционно находил выражение в волюнтаристских попытках партаппарата декретировать научные истины, навязывать ученым «классово актуальную» проблематику, вмешиваться в организацию исследовательского труда.
Остаточная возможность «дерзать» в очерченных сверху границах дозволенного закреплялась примитивизированными идеологическими сентенциями типа той, которую декларировал заведующий Отделом науки и учебных заведений ЦК КПСС Ф.В.
Константинов: «Есть на свете лишь одна подлинно научная общественно-политическая теория это марксистско-ленинское 126

[Back]