Проверяемый текст
Пыжиков Александр Владимирович. Общественно-политическое развитие советского общества в 1953 - 1964 гг. (Диссертация 1998)
[стр. 135]

135 года”.
Серьезной попыткой правдиво разобраться с положением в партии после свержения царизма,
нетривиальностью трактовок и смелостью выводов она расшатывала оплот "передовой научной мысли" в ипостасях "Краткою курса”, книги "Иосиф Виссарионович Сталин.
Краткая биография" и "творений" калибром помельче.
С позиций объективности воссоздав
действительный ход Апрельской конференции, публикация нетрадиционно высветила ее значение, "вернув” на историческую арену, спустя долгие годы безмолвия, политические фигуры Г.Е.Зиновьева и Ф.Ф.Раскольникова, она раздвинула тесный круг деятелей революции, разрешенных к упоминанию.
На публикации журнала обрушились ретивые сторонники догматизированной науки.
Первой с разносом трех статей и двух рецензий, увидевших свет в первых пяти номерах "Вопросы истории" за 1956 год, выступила "Партийная жизнь", предоставившая свои страницы историку К.И.Бугаеву.
Он инкриминировал авторам упомянутых статей и коллективу редакции в целом утрату научного подхода, крайность и однобокость точек зрения, стремление в
очерническом плане пересмотреть отечественную историю.2 Для того, чтобы понять существо позиции ЦК КПСС в отношении журнала "Вопросы истории", критики его новаторского подхода в исследовании отечественной истории обратимся к выступлению главного редактора журнала академика АН СССР, члена ЦК КПСС с 1952 года А.М.
Панкратовой на XX съезде КПСС.
Заметим, что она не была делегатом съезда; заметим
гакже, что слово для выступления на съезде предоставлялось по согласованию с президиумом съезда, с руководителями ЦК КПСС.
При поддержке делегатов съезда и руководства ЦК КПСС во главе с Н.С.Хрущевым съезд одобрительно воспринял слова Панкратовой о совершенствовании исторической науки, очищении ее от догм.

На съезде КПСС А.М.Панкратова говорила: "Некоторые историки приукрашивают исторические события, упрощают их, освещают однобоко, а следовательно, неверно.
Они изображают путь, пройденный партией, как сплошное триумфальное шествие, в котором не было никаких трудностей...
Партия
ре1См.: Вопросы истории.
1956.
№ 4.
2См.: Партийная жизнь.
1956.
№14.
[стр. 130]

большевики были, хотя и внушительной, но не единственной силой революционно-демократического лагеря, что в интересах дела они использовали блоковую тактику, при необходимости идя на сближение и даже вступая во временный союз с мелкобуржуазными партиями.
Через устные и печатные диалоги, дискуссии, выездные конференции «Вопросы истории» утверждали свободный, раскованный стиль общения с читателем, активизировали прямую и обратную связь.
В подборе авторов предпочтение отдавалось тем, кто не просто вводил в научный оборот неизвестные ранее факты, а поднимался до концептуального уровня осмысления проблем.
Благодаря не слишком привычной в ту пору линии на демократизм, открытость и остроту выступлений с журнальной трибуны редакция быстро приобрела не только последователей, но и преследователей.
Предметом нараставшего недовольства и даже возмущения оказались неординарные публикации Э.Н.
Бурджалова.
особенно статья «О тактике большевиков в марте апреле 1917 года».2Ь Серьезной попыткой правдиво разобраться с положением в партии после свержения царизма, нетривиальностыо трактовок и смелостью выводов она расшатывала оплот «передовой научной мысли» в ипостасях «Краткого курса», книги «Иосиф Виссарионович Сталин.
Краткая биография» и «творений» калибром помельче.
С позиций объективности воссоздав
213 130 См.: Вопросы истории.
1956.
Х°4.


[стр.,131]

действительный ход Апрельской конференции, публикация нетрадиционно высветила се значение, а «вернув» на историческую арену, спустя долгие годы безмолвия, политические фигуры Г.Е.
Зиновьева и Ф.Ф.
Раскольникова, она раздвинула тесный круг деятелей революции, разрешенных к упоминанию.
На публикации журнала обрушились ретивые сторонники догматизированной науки.
Первой с разносом трех статей и двух рецензий, увидевших свет в первых пяти номерах «Вопросы истории» за 1956 год выступила «Партийная жизнь», предоставившая свои страницы историку К.И.
Бугаеву.
Он инкриминировал авторам упомянутых статей и коллективу редакции в целом утрату научного подхода, крайность и однобокость точек зрения, стремление в
214 очернительском плане пересмотреть отечественную историю.
Для того, чтобы понять существо позиции ЦК КПСС в отношении журнала «Вопросы истории», критики его новаторского подхода в исследовании отечественной истории, обратимся к выступлению главного редактора журнала академика АН СССР, члена ЦК КПСС с 1952 года А.М.Панкратовой на XX съезде КПСС.
Заметим, что она не была делегатом съезда; заметим
также, что слово для выступления на съезде предоставлялось по согласованию с президиумом съезда, с руководителями ЦК КПСС.
При поддержке делегатов съезда и руководства ЦК КПСС во главе с Н.С.
Хрущевым съезд одобрительно воспринял слова Панкратовой о совершенствовании исторической науки, очищении ее от догм.

214 131 См.: Партийная жизнь.
1956.
№14.


[стр.,132]

На съезде КПСС А.М.Панкратова говорила: "Некоторые историки приукрашивают исторические события, упрощают их, освещают однобоко, а следовательно, неверно.
Они изображают путь, пройденный партией, как сплошное триумфальное шествие, в котором не было никаких трудностей...
Партия
решительно выступает против попытки приукрасить нынешнее положение дел, а некоторые наши историки не решаются отметить трудности и недостатки в прошлой деятельности партии...
Мы не ведем последовательной и решительной борьбы с отступлением от ленинской оценки исторических событий, с элементами антиисторизма и упрощенчества, с субъективистским подходом к истории, с модернизацией истории и конъюктурщиной...
Отсутствие социальных основ тех или иных исторических явлений и субъективистское объяснение всех наших неудач только вредительскими действиями врагов или людей, объявленных врагами, а наших успехов талантами отдельных руководителей, в этом можно видеть довольно распространенный пережиток культа личности и с этим надо покончить...
Необходимо...
усиливать борьбу с элементами перестраховки и научной робости.
Научные вопросы не могут решаться приказами или голосованием.
Партия учит нас, что наука развивается путем свободного обмена ~ 215 мнениями, путем дискуссии...».
Собственно эти идеи нес журнал «Вопросы истории», за что он и подвергся критике в начале партийных журналов, а затем и ЦК КПСС.
Кампания критики 215 215 См.: XX съезд КПСС.
Стенограф, отчет.
М..1956.Т.1.С.622-625.
132

[Back]