Проверяемый текст
Пыжиков Александр Владимирович. Общественно-политическое развитие советского общества в 1953 - 1964 гг. (Диссертация 1998)
[стр. 139]

139 ошибкой.
Именно гак реагировала на выход сборника научная и массовополитическая печать.1 Притчей во языцех по-прежнему оставались Н.И.Бухария, А.И.Рьтков, М.П.Томский, которых в духе процессов 30-х годов продолжали "склонять" в прессе и монографических изданиях.2 Все это выглядело примитивно и особенно прошрышно для отечественной науки на фоне прогрессивного взлета идей IV Международного социологического конгресса, где западные исследователи без всякой предубежденности призывали изучать теорию и историю революции, обращаясь с этой целью, помимо трудов В.ИЛенина, к работам других деятелей партии большевиков.3 Анализ характера и степени перемен в общеотвознании показывает, что они не были пи глубокими, ни сколько-нибудь устойчивыми.
Поиски новых подходов (редко доводимые до весомого научного результата) обычно не имели перспективы, поскольку всегда затруднялись консервативным грузом минувшего, неослабевающим прессингом идеологических доктрин и политических установок.
Благие намерения,отдельные удавшиеся попытки преодолеть догматизм, иллюзорность и схематизм в представлениях выработать реалистическое видение настоящего и перспектив развития нашего общества
оборами* валось в условиях инерционной закрепощснности и стандартизации мышления лишь репродуцированием новых схем и стереотипных моделей.
Ограниченность возможностей, противоречивость и иллюзорность идейно-теоретических исканий тормозили творческое начало в обществоведении.
Делая шаг вперед, а затем отступая, оно не .могло набрать достаточного ускорения, чтобы совершить прорыв к новому качеству знания.
"Утопические формулы партийных съездов, сформулированные в виде сбывшихся пророчеств...

1 См.: Вопросы истории КПСС.
1958.J&4.
С, 171-173.
2 См.: Ваганов Ф.М.
Разгром правого уклона ВКП(б)
И Вопросы иегории КПСС.
1960.
№ 4.
С.62-80.
3 См.: К оммунист.
1959.
№ 17.
С.95.
[стр. 136]

ошибочных статей журнала "Вопросы истории"», не осуществляли в лекциях и на семинарах «глубокого разоблачения империалистической идеологии».220 Любые усилия ученых (во второй половине 50-х—начале 60-х годов) отказаться от практики обслуживания официальных доктрин, обратиться к сопоставлению точек зрения, теоретических позиций и опыта других политических партий, организаций и течений различных лет сурово пресекались.
Резкой критике был подвергнут в 1957 году сборник документов «Великая Октябрьская социалистическая революция и победа Советской власти в Армении», подготовленный Институтом истории партии при Центральном Комитете Компартии республики.
В книгу были включены прежде не публиковавшиеся источники небольшевистского происхождения.
Это послужило предлогом к тому, чтобы считать их исходящими из враждебного лагеря и, стало быть, клеветническими, а сам прецедент обнародования квалифицировать серьезной политической ошибкой.
Именно так реагировала на выход сборника научная и массово-политическая печать".221 222 Притчей во языцех по-прежнему оставались Н.И.
Бухарин, А.И.
Рыков, М.
П.
Томский, которых в духе процессов 30-х годов продолжали «склонять» в прессе и монографических изданиях.

Все это выглядело примитивно и особенно проигрышно для отечественной науки на фоне прогрессивного 220 См., например: Алуф И.А., Блинов Н.В., Филиппов Р.В., Шелохаев В.В.
К разработке концепции дооктябрьского периода истории КПСС // Вопросы истории КПСС.
1989.
№ 12.С.48.
221 См.: Вопросы истории КПСС.
1958.7&4.С.
171-173.
222 См.: Ваганов Ф.М.
Разгром правого уклона ВКП (б) //
Вопросы истории КПСС.
1960.Хг4.С.62-80.
136

[стр.,137]

контекста идей IV Международного социологического конгресса, где западные исследователи без всякой предубежденности призывали изучать теорию и историю революции, обращаясь с этой целью, помимо трудов В.И.
Ленина, к работам других деятелей партии
большевиков.223 Анализ характера и степени перемен в обществознании показывает, что они не были ни глубокими, ни сколько-нибудь устойчивыми.
Поиски новых подходов (редко доводимые до весомого научного результата) обычно не имели перспективы, поскольку всегда затруднялись консервативным грузом минувшего, неослабевающим прессингом идеологических доктрин и политических установок.
Благие намерения, отдельные удавшиеся попытки преодолеть догматизм, иллюзорность и схематизм в представлениях выработать реалистическое видение настоящего и перспектив развития нашего общества
оборачивались в условиях инерционной закрепощениости и стандартизации мышления лишь репродуцированием новых схем и стереотипных моделей.
Существенной демократизации исследовательских процессов в различных областях исторического, философского, экономического знания не происходило, поскольку для них не было основы в самой действительности — торжества подлинной демократии.
Чем дальше от XX съезда, тем ограниченнее в своих возможностях становилась обществоведческая наука.
Почти приравненная к 223 137 См.: Коммунист, 1959.№17.С.95.


[стр.,139]

Центральный Комитет, его ленинское ядро уверенно вели народ к новым 226 историческим свершениям».
Ограниченность возможностей, противоречивость и иллюзорность идейнотеоретических исканий тормозили творческое начало в обществоведении.
Делая шаг вперед, а затем отступая, оно не могло набрать достаточного ускорения, чтобы совершить прорыв к новому качеству знания.
«Утопические формулы партийных съездов, сформулированные в виде сбывшихся пророчеств...,
явились отправным моментом для более высокой задачи обеспечить «постепенное перерастание социализма в коммунизм»».226 227 Поэтому науке приходилось растрачивать свои усилия на псевдотеоретические импровизации вокруг таких «актуальных проблем», как важнейшие закономерности перехода от социализма к коммунизму; пути превращения социалистического труда в коммунистический; условия преодоления существенных различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом; создание предпосылок коммунистического распределения и т.д.
Доминирование теории, родившейся не из реалий, а из доктринальных схем подновленного, облагороженного сталинизма, определяло облик всех отраслей обществоведения в 50—60-е годы.
Дистанция от заблуждений к прозрениям оставалась поистине огромной.
226 Шаумян Л С.
На рубеже первых пятилеток//Правда.
1964.
7 февраля.
227 Наумов В.П., Рябов В.В., Филиппов Ю.И.
Об историческом пути КПСС в свете нового мышления // Вопросы истории, 1989№10.С.8.
139

[Back]