Проверяемый текст
Пыжиков Александр Владимирович. Общественно-политическое развитие советского общества в 1953 - 1964 гг. (Диссертация 1998)
[стр. 26]

26 Свою позицию в отношении И.В.Сталина, Л.П.Берия стремился показать всем членам президиума ЦК, а также руководителям рангом поменьше.
Достаточно привести такой пример: незадолго до смерти И.В.Сталин поставил задачу освоения нефтяных районов Северного Каспия.
Берия
проявил перед "вождем" свое обычное рвение, потребовав от министра нефтяной промышленности Н.К.Байбакова незамедлительной разработки этого вопроса с большим размахом, взял его под свой личный контроль.
Но буквально на второй день после смерти Сталина Берия вернул министру подготовленный им материал со словами:
"Кчерту эту сталинскую авантюру, можешь теперь эту чепуху уничтожить".
Даже в момент похорон Сталина, стоя на трибуне Мавзолея
В.ИЛенина, Берия в разговорах с членами президиума ЦК КПСС дискредитировал, порочил Сталина, через несколько денй после похорон распорядился убрать его портрет из своего кабинета.1 Кроме Берии, никто из сталинскою окружения не рискнул открыто выразить подобное отношение к "вождю", хотя помятуя о железном диктате И.В.Сталина, его подозрительности, постоянной угрозе репрессий со стороны диктатора, практически все члены президиума ЦК могли испытывать неприязненное и даже враждебное отношение к Сталину.
Думается, что их позиция была обусловлена тем, что ни один из членов руководства не был уверен в прочности своего положения и не имел гарантий поддержки со стороны остальных руководителей.
Оценивая поведение Берии можно заключить, что тем самым он открыто заявлял о своей особой роли в руководстве партии и государства, был уверен в прочности своих позиций, проявлял наибольшую смелость и решительность в сравнении с другими руководителями.
Подтверждением этого является активизация деятельности Берии в марте-июне 1953 года.
После смерти И.В.Сталина, Берия первым проявил инициативность в проведении реабилитации.
Без согласования с ЦК КПСС и Советом Министров СССР 4 апреля 1953 года, т.е.
уже через месяц после смерти Сталина, было опубликовано сообщение МВД СССР о том, что дело " врачей-убийц" было провокационно состряпано бывшим руководством бывшего Министерства
го1РЦХИДНИ.Ф.17.
On.
53.
Д.2748.Л.3.5; Д.2Л.99-100.
[стр. 63]

В начале Великой Отечественной войны Л.П.
Берия являлся наркомом внутренних дел и как заместитель председателя Совета Министров СССР курировал ряд ключевых ведомств вновь созданный наркомат государственной безопасности, наркоматы лесной промышленности, цветной металлургии, нефтяной промышленности, речного флота.95 96 После смерти И.В.
Сталина он проявил инициативность в проведении реабилитации.
Без согласования с ЦК КПСС и Советом Министров СССР 4 апреля 1953 года, т.е.
уже через месяц после смерти Сталина, было опубликовано сообщение МВД СССР о том, что дело "врачей-убийц" было провокационно состряпано бывшим руководством бывшего Министерства
государственной безопасности.97 Собственно это заявление было первой декларацией о разрыве с прежней практикой беззакония и террора в отношении советских граждан.
После этого заявления сотни тысяч человек обратились в партийные, советские, государственные органы, в прокуратуру СССР с просьбой пересмотреть дела осужденных.
Если А.И.
Микоян (не будем говорить об искренности) заявлял, что он не знал о беззакониях в отношении советских людей, приведших к их аресту, то Берия практически спровоцировал незаконно осужденных, репрессированных по политическим статьям [раждан потребовать от государства пересмотреть фальсифицированные решения об их судьбах.
95 Там же.
96 См.: Хлевнюк О.В.
Политбюро: механизм политической власти в 1930-е годы.
М., 1996.
С.
256.
г“ См.: Известия.
1953.
4 апреля.
63

[стр.,142]

контроль публикацию материалов, непосредственно посвященных памяти И.В.Сталина228.
На фоне сложившейся обстановки в президиуме ЦК КПСС в первые дни после смерти И.В.Сталина выделялось поведение Л.П.Берии.
Определенная характеристика Берия дана в первом разделе.
Здесь укажем на два вопроса, которые играли решающее значение в расстановке сил в руководстве страны.
Прежде всего отметим, что Л.П.Берия сразу после смерти И.В.Сталина открыто проявлял пренебрежительное отношение к И.В.Сталину.
Не будем затрагивать нравственный аспект еще несколько дней назад он проявлял раболепие перед “вождем”.
Теперь же открыто отмежевывался от Сталина и этим выделял себя среди членов руководства, которые еще находились в плену сталинского культа.
Для обозначения своей позиции Л.П.Берия использовал один факт, который должен был сразу стать известен всем руководителям.
Незадолго до смерти И.В.Сталин поставил задачу освоения нефтяных районов Северного Каспия.
Берия
потребовал от министра нефтяной промышленности Н.К.Байбакова незамедлительной разработки этого вопроса с большим размахом, взял его под свой личный контроль.
Но буквально на второй день после смерти Сталина Берия вернул министру подготовленный им материал со словами:
“К черту эту сталинскую авантюру, можешь теперь эту чепуху уничтожить”.
Даже в момент похорон Сталина, стоя на трибуне Мавзолея,
Берия в ж 142 РЦХИДНИ.
Ф.629.
Ои.1.
Д.54.
Л.2.

[Back]