Проверяемый текст
Пыжиков Александр Владимирович. Общественно-политическое развитие советского общества в 1953 - 1964 гг. (Диссертация 1998)
[стр. 86]

86 Совета СССР был принят Указ о присвоении звания Героя Социалистического Труда К.Е.Ворошилову в честь его 75-летия.
В традиционном приветствии от ЦК КПСС и Совета Министров СССР Ворошилов характеризовался как "верный ученик великого Ленина, один из выдающихся деятелей Коммунистической партии и
Совегского государства.”1 Упоминание о Сталине, ранее обязательное для такого рода документов, впервые отсутствовало.
Можно говорить о
внезанносги такого решения, принятого в узком кругу, так как в приветственных телеграммах К.Е.Ворошилову от руководителей братских коммунистических и рабочих партий, он по-прежнему именовался учеником Ленина и ближайшим соратником Сталина.
Этот факт с полным правом можно квалифицировать как первый реальный симптом приближающегося большого разговора о культе личности и его главном носителе И.В.Сталине.

Главный разговор о культе личноеги И.В.Сталина состоялся на XX съезде K1ICC в феврале 1956 года.
Доклад, сделанный Н.С.Хрущевым на закрытом заседании съезда, выдвинул партийный форум в число исторических, эпохальных событий в жизни партии и всего общества.
Впервые в полный голос было сказано о сталинских преступлениях, сделана попытка показать истинное лицо "вождя всех времен и народов".

XX съезд КПСС явился переломным моментом в переосмыслении деятельности Сталина после его более чем тридцатилетнего пребывания на высших постах в партии и государстве.
Доклад Н.С.Хрущева на закрытом заседании содержал конкретные примеры грубейших извращений законности, порожденных культом личности И.В.Сталина в различных сферах общественной жизни.
Сам факт такого доклада на высшем партийном форуме нельзя расценивать иначе, как акт большого гражданского мужества со стороны первого секретаря ЦК КПСС.

Необходимо обратить внимание на то, что пленум ЦК КПСС накануне съезда принял решение о докладе Н.С.Хрущева, а не о докладе ЦК KI ICC, с которым бы уже по поручению пленума мог выступать первый секретарь.
На самом съезде этот доклад был преподнесен и воспринимался так же как доклад ‘ См.: Правда.
1956.
4 февраля.
[стр. 43]

открытой печати прозвучали слова не о культе личности вообще, а о культе личности Сталина.50 51 Но первый секретарь ЦК КПСС Н.С.
Хрущев предупреждал, что, "критикуя неправильные стороны деятельности Сталина, партия боролась и будет бороться со всеми, кто будет клеветать на Сталина".52 Главный разговор о культе личности И.В.
Сталина состоялся на XX съезде КПСС в феврале 1956 года.
Доклад, сделанный Н.С.
Хрущевым на закрытом заседании съезда, выдвинул партийный форум в число исторических, эпохальных событий в жизни партии и всего общества.
Впервые в полный голос было сказано о сталинских преступлениях, сделана попытка показать истинное лицо "вождя всех времен и народов".

В отчетном докладе ЦК КПСС XX съезду партии культ личности был охарактеризован как чуждый духу марксизма-ленинизма, превращающий того или иного деятеля в героя-чудотворца и одновременно умаляющий роль партии и народных масс, ведущий к снижению их творческой активности.
В докладе отмечалось, что культ личности принижал роль коллективного руководства в партии, приводил к серьезным упущениям в нашей работе.53 В выступлении при обсуждении отчетного доклада ЦК КПСС XX съезду партии член президиума ЦК КПСС, первый заместитель председателя Совета Министров СССР А.И.
Микоян признавал, что "в течение примерно двадцати лет 50 Пятьдесят лет КПСС.
1903-1953.
Тезисы Отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС и ИМЛ при ЦК КПСС.
М., 1952.
С.28-29.
51 См.: Правла.
1956.28 марта.
52 Правда.
1957.
7 ноября.
43

[стр.,92]

Эта позиция содержалась и в статье "Правды" "За дальнейшее укрепление социалистической законности", которая также связывала существовавший произвол с деятельностью группы Берия.161 Между тем, в статье ставился вопрос о полном прекращении необоснованных арестов, а также осуждалась линия на жесткие меры за незначительные проступки, что, как известно, широко практиковалось и поощрялось именно Сталиным.
Присутствие Сталина на политическом пьедестале "вождя и учителя" можно было наблюдать практически до самого XX съезда КПСС.
Даже проект директив XX съезда по VI пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 19561960 годы, опубликованный за месяц до открытия партийного форума, заканчивался словами: "Под победоносным знаменем Маркса-Энгельса-ЛенинаСталина, под руководством героической партии коммунистов советский народ в VI пятилетке добьется новых успехов в строительстве коммунистического общества в нашей стране".162 Исключение имени И.В.
Сталина из официального политического лексикона можно отнести к 3 февраля 1956 года, когда Президиумом Верховного Совета СССР был принят Указ о присвоении звания Героя Социалистического Труда К.Е.
Ворошилову в честь его 75-летия.
В традиционном приветствии от ЦК КПСС и Совета Министров СССР Ворошилов характеризовался как "верный ученик великого Ленина, один из выдающихся деятелей Коммунистической партии и
161 См.: Правда.
1955.
12 апреля.
162 См.: Правда.
1956.
16 января.
92

[стр.,93]

Советского государства".163 Упоминание о Сталине, ранее обязательное для такого рода документов, впервые отсутствовало.
Можно говорить о
внезапности такого решения, принятого в узком кругу, так как в приветственных телеграммах К.Е.
Ворошилову от руководителей братских коммунистических и рабочих партий,
по-прежнему именовался учеником Ленина и ближайшим соратником Сталина.
Этот факт с полным правом можно квалифицировать как первый реальный симптом приближающегося большого разговора о культе личности и его главном носителе И.В.
Сталине.

Через 10 дней, 13 февраля 1956 года пленум Центрального Комитета КПСС, по предложению президиума ЦК, принял решение о проведении на XX съезде КПСС закрытого заседания с докладом Н.С.
Хрущева.
'64 XX съезд КПСС явился переломным моментом в переосмыслении деятельности Сталина после его более чем тридцатилетнего пребывания на высших постах в партии и государстве.
Доклад Н.С.
Хрущева на закрытом заседании165 содержал конкретные примеры грубейших извращений законности, порожденных культом личности И.В.
Сталина в различных сферах общественной жизни.
Сам факт такого доклада на высшем партийном форуме нельзя расценивать иначе, как акт большого гражданского мужества со стороны первого секретаря ЦК КПСС.

См.: Правда.
1956.
4 февраля.
,м См.: Известия ЦК КПСС.
1989.№3.
С.
166.
165 См.: О культе личности и его последствиях.
Доклад первого секретаря ЦК КПСС Н.С.
Хрущева на XX съезде КПСС 25 февраля 1956 года // Известия ЦК КПСС.
1988.№3.
С.
128-170.
93

[Back]