95 2.2. О Б С У Ж Д Е Н И Е И Т О Г О В X X С Ъ Е З Д А К П С С В С О В Е Т С К О М О Б Щ Е С Т В Е . И З М Е Н Е Н И Е П А Р Т И Й Н О -Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н Ы М Р У К О В О Д С Т В О М О Ц Е Н О К К У Л Ь Т А Л И Ч Н О С Т И XX съезд КПСС принял постановление, где говорилось о решении ознакомить партийные организации с докладом Н.С.Хрущсва на закрытом заседании съезда. Сказанное на нем в докладе, несмотря на то, что он опубликован не был. в той или иной степени стало предметом гласности, а, следовательно, и обсуж ден и я в различных слоях советского общества. В такой ситуации обсуждение проблемы культа личности без указания его главного носителя было бы лишено всякого смысла. Поэтому в редакционной статье "Правды” от 28 марта 1956 года "Почему культ личности чужд духу марксизма-ленинизма?'’ впервые официально прозвучали слова не о культе личности вообще, а о культе лично сти Сталина. Как яркие проявления последнего были названы "Краткий курс истории ВКП(б)", "Краткая биография И.В.Сталина", свидетельствовавшие о непомерном возвеличивании "вождя", о приписывании ему всех достижений и завоеваний партии. Разговор, начатый XX съездом, во многом послужил основой для переосмысления обществом своего отношения не только к Сталину, но и ко всему пройденному страной этапу, когда он стоял во главе правящей партии и государства. Материалы, периодика послесъездовского периода свидетельствуют о бурных дискуссиях по этим вопросам, развернувшимся на собраниях в партийных организациях. В некоторой мере типичным в этом отношении было партийное собрание коммунистов Союза писателей СССР с повесткой дня "Об итогах XX съезда КПСС". Многие выступавшие говорили о тяжелом положении, в котором находилась литература в годы культа личности Сталина, о незаконных репрессиях среди писателей, требовали наказания доносчиков и расширения социалистической демократии.1 О стремлении осмыслить пройденный обществом путь свидетельствовало и заметное повышение интереса к истории КПСС среди широких слоев населения. В целом ряде областей РСФСР в 1956-1957 годах произошло трех1См.: Дружба народов. 1989. № 7. С.154-155. |
XX съезд КПСС принял постановление, где говорилось о решении ознакомить партийные организации с докладом Н.С. Хрущева на закрытом заседании съезда. Сказанное на нем в докладе, несмотря на то, что он опубликован не был, в той или иной степени стало предметом гласности, а следовательно, и обсуждения в различных слоях советского общества. В такой ситуации обсуждение проблемы культа личности без указания его главного носителя было бы лишено всякого смысла. Поэтому в редакционной статье "Правды" от 28 марта 1956 года "Почему культ личности чужд духу марксизма—ленинизма?" впервые официально прозвучали слова не о культе личности вообще, а о культе личности Сталина. Как яркие проявления последнего были названы "Краткий курс истории ВКП(б)", "Краткая биография И.В. Сталина", свидетельствовавшие о непомерном возвеличивании "вождя", о приписывании ему всех достижений и завоеваний партии. Разговор, начатый XX съездом, во многом послужил основой для переосмысления обществом своего отношения не только к Сталину, но и ко всему пройденному страной этапу, когда он стал во главе правящей партии и государства. Материалы, периодика постсъездовского периода свидетельствуют о бурных дискуссиях по этим вопросам, развернувшимся на собраниях в партийных организациях. В некоторой мере типичным в этом отношении было партийное собрание коммунистов Союза писателей СССР с повесткой дня "Об итогах XX съезда КПСС". Многие выступавшие говорили о тяжелом положении, в котором 99 находилась литература в годы культа личности Сталина, о незаконных репрессиях среди писателей, требовали наказания доносчиков и расширения социалистической демократии.172 * 174 О стремлении осмыслить пройденный обществом путь свидетельствовало и заметное повышение интереса к истории КПСС среди широких слоев населения. В целом ряде областей РСФСР в 1956-1957 годах произошло трех-четырех-кратное увеличение количества кружков, специализировавшихся на изучении историко~ 173 174 партийной тематики. Однако атмосфера раскрепощения, возникшая в обществе вследствие снятия идеологических шор сталинского режима, не находила благоприятной почвы для своего развития и углубления. Развернувшиеся в стране дискуссии стали получать негативную оценку. В редакционной статье "Правды" отмечалось, что "отдельные гнилые элементы под видом осуждения культа личности пытаются поставить под сомнение правильную политику партии, ...использовать критику и самокритику для всякого рода клеветнических измышлений и антипартийных утверждений". ' Одновременно с этим стала заметна тенденция на высвечивание и усиление позитивных моментов в деятельности Сталина. В органе ЦК КПСС газете "Правда" только за апрель 1956 года было помещено несколько подобного содержания публикаций. Перепечатанная передовая статья газеты !72См.: Дружба народов. 1989.№7. С. 154-155. 7?См.: Партийная жизнь. 1958.№4. С. 10-11. 174 икс < „г— 100 См.: Правда. 1956. 5 апреля. |