Проверяемый текст
Дубовик, Евгения Юрьевна; Родительское отношение к часто болеющему ребенку дошкольного возраста как фактор формирования тревожности (Диссертация, апрель 2006)
[стр. 62]

инвалидизации» родительское отношение: матери эмоционально отвергают ребенка, низко ценят его личностные качества, видят его более младшим по сравнению с реальным возрастом, иногда приписывают ему дурные наклонности.
На поведенческом уровне такое отношение проявляется либо в постоянном одергивании ребенка, либо в чрезмерной опеке и постоянном контроле любого действия ребенка.
Авторы делают вывод о наличии особого стереотипа отношения матерей ЧБД к своему ребенку, в котором неосознаваемое эмоциональное отвержение ребенка сочетается с тенденцией к авторитарному контролю всей психической и телесной жизни ребенка.
Исследование, предпринятое A.A.
Михеевой (1999), еще более уточняет представление о специфике материнского отношения к часто болеющему дошкольнику.
В большинстве случаев, когда ребенок болеет 4-5 раз в году, он явно отвергается матерью, не соответствует ее ожиданиям; мать не принимает болезни ребенка, хочет видеть его здоровым и предъявляет достаточно высокие социальные требования.
В случаях же, когда ребенок более 6 и более раз в году, отвержение ребенка матерью не осознается, хотя и присутствует; на первый план выступает симбиотическая связь, а болезнь служит способом ее поддержания.
Это вызывает отношение к ребенку как к «маленькому неудачнику».
Социальные требования к нему сводятся до минимума по причине уверенности в том, что он в силу своего физического состояния не может обойтись без участия и опеки матери.
Рассматривая психологическую структуру полных семей, воспитывающих часто болеющего ребенка, Г.А.
Арина и H.A.
Коваленко (1995) говорят о том, что она имеет следующий вид: активная, доминантная мама с «привязанным» к ней ребенком и отставленный в сторону отец.
«Вытеснение» отца связывается авторами с тем, что традиционно мать несет тотальную ответственность Ш всё, что происходит с больным ребенком; эта ответственность постепенно распространяется на все жизненное пространство семьи-.
Таким образом, болезнь заостряет изначальную дефицйтарность психологического уЧаетйя Отца в воспитаний ребенка.
Интересно, что образ
[стр. 41]

41 Р О С С И Й С К А Я Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н А Я Б И Б Л И О Т Е К А классификации типов отношений (S.
Brody, 1956; В.И.
Гарбузов, 1977; A.B.
Петровский, 1981; А.Я.
Варга, 1985; Э.Г.
Эйдемиллер, 1987).
Наиболее актуальным вопросом в проблематике нарушенного межличностного отношения является вопрос материнского отношения к больному ребенку.
Психологи (A.C.
Спиваковская, А.М.
Прихожан, H.H.
Толстых, А.Я.
Варга, Е.Т.
Соколова, В.В.
Николаева, Г.Г.
Филиппова, C.
Barhit, C.
Geneuie, E.
Mardolies, С.
Bonnet) обращают особое внимание на тот факт, что наиболее патогенным оказывается влияние нарушенного материнского отношения в раннем и дошкольном возрасте.
Мать наиболее близкий ребенку человек, поэтому именно её отношение к болезни ребенка обладает наибольшей значимостью, причем такой, что болезнь иногда может стать как бы членом семьи: устойчивая триада «мать болезнь ребенок» образует одну из подструктур целостной семейной структуры.
Так, большинство мам часто болеющих детей имеют определенное отношение к своему ребенку.
В структуре их отношений к ребенку выявляется дефицит эмоциональной близости с ним; ребенок воспринимается «закрытым», непонятным, и его собственные желания и побуждения «не улавливаются» матерью.
Родители эмоционально отвергают ребенка, низко ценят его личностные качества, видят его более младшим по сравнению с реальным возрастом, иногда даже приписывают ему дурные качества, наклонности.
Однако на сознательном уровне это отношение маскируется либо избеганием рассказа о своём ребенке, либо описанием основных и значительных событий в его жизни.
На поведенческом уровне отвергающее родительское отношение проявляется либо в постоянном одергивании ребенка, либо в чрезмерной опеке и постоянном контроле за своим ребенком, за каждым его делом.
При объяснении причин появления тревожности и неврозов решающее значение придается неадекватному эмоциональному компоненту отношений, искажение или недостаток которого фиксирует у детей чувства враждебности, страха, искажает потребность в эмоциональных контактах.
Категория

[Back]