Целью специализированных подвижных игр в касание являлось выявление умений маневрировать на минимальном участке площади единоборства, сохранять различные позы и дистанции в схватке, входить в захваты, преодолевать блокирующие действия, держать в поле зрения перемещающегося партнера. Сюжет игр этой группы кто быстрее коснется соперника. Значение игр применительно к борьбе состоит в возможности заставить занимающихся не только совершать движения в манере, характерной для дзюдо, наклоняться вперед-назад, выпрямляться и прогибаться, но и конструировать в дальнейшем двигательные фазы, присущие соревновательной схватке. Вынуждать своего соперника принять требуемое положение. Существует множество соревновательных захватов, связанных с определенными зонами соприкосновения частей тела партнеров. Для того чтобы максимально приблизить поединок к соревновательной борьбе, необходимо коснуться строго определенных точек, частей тела, защита которых вызывает соответствующую реакцию у занимающихся принятие позы и выбор способа действия. Игры в касание составляются по принципу «защитить ту часть тела, которой угрожает касание», что, заставляет дзюдоистов в серии игр принимать необходимую стойку, действовать в определенной манере. Цель игр в атакующие захваты определение умений навязывать и осуществлять желаемый захват; на фоне маневрирования избегать и освобождаться от определенных захватов соперника за счет перехода от одного захвата на другой. В зависимости от поставленных задач играм можно придать характер специальной силовой работы, где практически удается решить все виды распределения усилий, встречающихся в реальном поединке дзюдоистов. В подобных играх центральным стержнем поединка является проведение захвата определенной части тела противника. При этом захваты имеют самые разнообразные сочетания: захват руками запястья рук, ног, головы, отворотов куртки, пояса, обхватов туловища. Ценность атакующих захватов в том, что из этих захватов проводятся различные приемы, также развивается умение сблизиться с 97 |
специализированных подвижных игр с элементами единоборств для отбора детей в группы начальной подготовки но дзюдо (табл. 7, прил. 4). Предварительная апробация показала, что данный комплекс отвечает следующим требованиям: доступность для детей различного возраста, физического развития и подготовленности; высокая прогпостичность и компактность; возможность получения интегрального результата в виде победы или поражения, а также экспертной оценки способностей и качеств претендентов; простота правил и условий проведения соревнований; возможность интерпретации и математически-статистической обработки результатов соревнований. Таблица 7 Классификация специализированных подвижных игр с элементами единоборств 85 Специализированные подвижные игры с элементами единоборств 1. в касание 2. в атакующие захваты 3. в блокирующие захваты 4. в теснен ие _________ 5. с опережением и борьбой за выгодное положение Целью специализированных подвижных игр в касание являлось выявление умений маневрировать на минимальном участке площади единоборства, сохранять различные позы и дистанции в схватке, входить в захваты, преодолевать блокирующие действия, держать в поле зрения перемещающегося партнера. 86 Сюжет игр этой группы — кто быстрее коснется соперника. Значение игр применительно к борьбе состоит в возможности заставить занимающихся не только совершать движения в манере, характерной для дзюдо, наклоняться вперед-назад, выпрямляться и прогибаться, но и конструировать в дальнейшем двигательные фазы, присущие соревновательной схватке. Вынуждать своего соперника принять требуемое положение. Существует множество соревновательных захватов, связанных с определенными зонами соприкосновения частей тела партнеров. Для того чтобы максимально приблизить поединок к соревновательной борьбе, необходимо коснуться строго определенных точек, частей тела, защита которых вызывает соответствующую реакцию у занимающихся принятие позы и выбор способа действия. Игры в касание составляются по принципу «защитить ту часть тела, которой угрожает касание», что, заставляет дзюдоистов в серии игр принимать необходимую стойку, действовать в определенной манере [100]. Нами использовалась игра в касание «Пятнашки единоборцев». Руководитель игры приглашает на середину ковра одну или две пары играющих и подает сигнал к началу игры. Игроки свободно передвигаются по ковру, и каждый спортсмен старается «запятнать» своего соперника, прикоснувшись правой рукой к его разноименному плечу, и в то же время старается не позволить дотронуться до своего правого плеча. За каждую удачно проведенную атаку игрок получает один призовой балл. Время продолжительности данной игры составляет 1 мин., после чего судьи^одсчитывают количество прикосновений и приглашают следующие пары соперников. Цель игр в атакующие захваты определение умений навязывать и осуществлять желаемый захват; на фоне маневрирования избегать и освобождаться от определенных захватов соперника за счет перехода от одного захвата на другой. В зависимости от поставленных задач играм можно придать характер специальной силовой работы, где практически удается решить все виды распределения усилий, встречающихся в реальном поединке дзюдоистов. 87 В подобных играх центральным стержнем поединка является проведение захвата определенной части тела противника. При этом захваты имеют самые разнообразные сочетания: захват руками запястья рук, ног, головы, отворотов куртки, пояса, обхватов туловища. Ценность атакующих захватов в том, что из этих захватов проводятся различные приемы, также развивается умение сблизиться с противником и навязать ему активную борьбу. С целью совершенствования этого навыка можно начинать состязание из различных исходных положений. Условия игры в зависимости от степени освоения действий должны предусматривать два варианта маневрирования: «отступать можно» и «отступать нельзя». При условии «отступать можно» предполагается увеличение времени решения поставленной задачи, возможность освоить положения за счет неограниченного маневрирования по площадке. При условии «отступать нельзя» соперники ставятся в жесткие рамки дефицита времени, что предполагает быстрое решение задачи. Для решения этой задачи мы использовали игру «Опереди в захвате». Играющие, предварительно разделенные на пары, заходят на татами. Оба участника получают задание взять заранее определенный захват. Захват левой рукой под локтевым суставом разноименной руки противника, а правой отворот куртки на шее и, при этом, не позволить сделать то же самое своему партнеру. Гот, кто раньше 10 раз выполнит это задание, одерживает победу. Цель игр в блокирующие захваты выявление умений освобождаться от захватов; защищаться от приемов соперника; преодолевать блокирующие захваты и упоры; максимально долго удерживать их. Суть -игр в блокирующие захваты заключается в том, что один из играющих, осуществив в исходном положении заданный захват, стремится удержать его (3-5 с, предел 10 с), а другой старается как можно быстрее освободиться от захвата. Игра проводится на ограниченной площадке, выход за пределы считается поражением. Данный учебный материал одновременно позволяет' решить нестандартные двигательные задачи и побуждает к |