ческого движения. «Школы МАО», проводимые в рамках этого движения, позволили ознакомить многих преподавателей с игровыми технологиями активного обучения, дать им первичные знания, навыки, «вооружить» первичным инструментарием. Благодаря распространению игровых методов активного обучения в 80-х годах XX века активное обучение переживало максимальный подъём популярности. Особенно широко деловые игры стали использоваться в последние годы. Переход к рыночной экономике, необходимость неформальной системы подготовки специалистов стали стимулом широкого применения игрового моделирования в учебном процессе ВУЗов. Анализ работ, посвященных игровым технологиям, показал, что нет общих подходов к классификации обучающих игр. В зависимости от области исследования, каждый исследователь кладет в основу классификации те свойства игры, которые он изучает, а также немаловажно и понимание автором самого понятия «игра». Более того, в современной литературе классификация игр представляется центральной проблемой теории игровой деятельности. Деловые игры высшая и самая сложная форма игровых занятий, в процессе которых имитируется коллективная профессиональная деятельность. А.А. Вербицкий и Н.В. Борисова [57, с.З] указывают на то, что в психолого-педагогической науке нет развитой теоретической концепции деловой игры и других игровых методов активного обучения. 11о их утверждению наиболее строгое и последовательное отражение получает в них лишь теория имитационного моделирования экономических, управленческих, вообще производственных процессов. Поэтому и деловые игры чаще всего трактуются как «ветвь имитационного моделирования», в связи с чем, основное внимание разработчиков и преподавателей уделяется модельному представлению в игре содержания учебных предметов. Иными словами, в игровых моделях обучения представлена главным образом позиция инженера-специалиста или руководителя в той или иной сфере производства и в гораздо меньшей степени позиция специалиста-педагога, требующая особых, дидактических средств развертывания 161 |
традиционные, проверенные многолетним опытом методы обучения, а дополнять их, расширяя методический арсенал преподавателя, позволяя более эффективно достигать поставленные цели и задачи конкретного занятия и всего учебного курса. Анализ работ, посвященных игровым технологиям, показал, что нет общих подходов к классификации обучающих игр. В зависимости от области исследования, каждый исследователь кладет в основу классификации те свойства игры, которые он изучает, а также немаловажно и понимание автором самого понятия «игра». Более того, в современной литературе классификация игр представляется центральной проблемой теории игровой деятельности. 2.2. ПОТЕНЦИАЛ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Деловые игры высшая и самая сложная форма игровых занятий, в процессе которых имитируется коллективная профессиональная деятельность. I В 1988 году II.B. Борисова, A.A. Соловьева, Ю.С. Арутюнов, A.A. Вербицкий в своей работе [30, с.З] указывали на то, что в психологопедагогической науке нет развитой теоретической концепции деловой игры и других игровых методов активного обучения. По их утверждению наиболее строгое и последовательное отражение получает в них лишь теория имитационного моделирования экономических, управленческих, вообще производственных процессов. Поэтому и деловые игры чаще всего трактуются как «ветвь имитационного моделирования», в связи с чем основное внимание разработчиков и преподавателей уделяется модельному представлению в игре содержания учебных предметов. Иными словами, в игровых моделях обучения представлена главным образом позиция инженера-специалиста или руководителя в той или иной сфере производства и в гораздо меньшей степени позиция специалиста-педагога, требующая особых, дидактических средств развертывания содержания игровых имитаций в педагогическом 79 организационных форм педагогического процесса, как бы новой его оболочкой, которая позволяет в значительной степени усилить воспитательную деятельность учебных учреждений, органично включая в сферу их влияния практически всех учащихся. 2. Технология игровой деятельности представляет собой определенную последовательность действий, операций педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению студентов в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению итогов, результатов игровой деятельности. 3. С помощью игровых технологий можно обеспечить формирование теоретического и практического мышления специалиста, а также профессиональных качеств его личности способности к управленческой деятельности, принятию коллективных решений, умений и навыков общения и социального взаимодействия, руководства и подчинения. , 4. В настоящее время в науке нет общих подходов к классификации обучающих игр. В зависимости от области исследования, каждый исследователь кладет в основу классификации те свойства игры, которые он изучает, а также немаловажно и понимание автором самого понятия «игра». Более того, в современной литературе классификация игр представляется центральной проблемой теории игровой деятельности. 5. Выявлена специфика формирования профессионально компетентности в вузе средствами игровых технологий на занятиях иностранного языка как целенаправленного, построенного на межпредметных связях общих гуманитарных, социально-экономических, общепрофессиональных и специальных дисциплин процесса усвоения ' обучающимися знаний, умений и навыков, развития востребованных в экономической сфере деятельности профессионально важных личностных и деловых качеств, и реализуемого в контексте игровой деятельности и освоения иноязычной речи, характеризующегося активностью, непрерывностью, динамичностью. 105 |