Проверяемый текст
Арзуханова Светлана Абдуллаевна. Формирование профессиональной компетентности специалистов экономического профиля в вузе средствами игровых технологий (Диссертация 2009)
[стр. 166]

лась.
Тем не менее, есть принципиальные признаки, позволяющие отличить деловые игры от других активных методов обучения.
Иногда термин «деловые игры» в литературе выступает одновременно в двух ипостасях: как название класса игр и как один из представителей данного класса.
Некоторые авторы, оперируя понятиями «активные методы обучения», «игры» и «деловые игры», подменяют их друг другом.

Гак, Г.К.
Селсвко разделяет игры по игровой методике на предметные, сюжетные, деловые, ролевые, имитационные, драматические и в то же время относит последние три вида игр к деловым [265, с.
53, 57].
А.М.
Смолкин по назначению деловые игры он подразделяет иг учебные и исследовательские.
Первые предназначены для имитационного моделирования в учебном процессе реальных процессов и механизмов, являющихся объектом изучения.
Вторые предназначены для имитационного моделирования не только действующих, но и проектируемых объектов, процессов, механизмов (в том числе экономических и социальных) с целью проведения их экспериментального исследования
[278, с.
103-105].
Деловые игры, применяемые в учебных целях, А.М.
Смолкин делит по пяти наиболее характерным признакам.
/.

Но характеру моделируемых ситуаций.
1.
Игра с соперником (борьба сторон).

В них моделируются процессы управления в условиях взаимовлияющего поведения или взаимодействия друг на друга различных систем.
2.
Игра с природой.

Здесь моделируется процесс управления в условиях вероятностного поведения среды и управляемого объекта.
3.
Игра-тренажер.
Моделируется процесс управления системой в динамике самопроизвольного развития ситуации.
Отрабатываются навыки в принятии оперативных решений, а также механизмы взаимодействия отдельных звеньев системы.
II.
По характеру игрового процесса: игры с взаимодействием
участни166 ков и без взаимодействия.
[стр. 84]

активными методами обучения привело к тому, что преподаватели разных учебных дисциплин, использующие* последние в своей деятельности, называют их термином «деловые игры».
Так появились так называемые «деловые игры» в физике, биологии, социологии, истории, праве и многих других областях знаний.
Частный случай имитационной игры в литературе часто выступает в качестве названия целого класса разнообразных методов активного обучения (в том числе и неигровых), таких как.анализ конкретных ситуаций, ролевая игра, психодрама, и производных от них.
Подобное использование понятия «деловая игра» кажется нам не правомерным.
С момента первого применения деловых игр в дидактических целях создано множество их новых видов, и признаки, которые казались неотъемлемыми для деловых игр, стали необязательными, сфера их использования расширилась.
Тем не менее, есть принципиальные признаки, позволяющие отличить деловые игры от других активных методов обучения.
Иногда термин «деловые игры» в литературе выступает одновременно в двух ипостасях: как название класса игр и как один из.
представителей данного класса.
Некоторые авторы, оперируя понятиями «активные методы, обучения», «игры» и «деловые игры», подменяют их друг другом.

Так, Г.К.
Селевко разделяет игры по игровой методике на предметные, сюжетные, деловые, ролевые, имитационные, драматические и в то же время относит последние три вида игр к деловым [178, с.
53, 57].
Н:.В; Самоукина относит к деловым играм ролевые игры, метод анализа конкретных ситуаций, операционные, управленческие, имитационные игры [177, с.5].
Здесь понятие «имитационная игра» подменяет классическое определение деловой игры.
Итак, в науке существует множество классификаций деловой игры.
В нашем исследовании мы будем придерживаться классификаций таких авторов, как А.М.
Смолкин, С.А.
Габрусевич и Г.А.
Зорин, В.П.
Пугачев, Г.К.
Селевко.
Так, А.М.
Смолкин [186, с.
103-105] использует классификацию, главным образом, по назначению и некоторым методическим признакам.
84

[стр.,85]

Так, по назначению деловые игры он подразделяет на учебные и исследовательские.
Первые предназначены для имитационного моделирования в учебном процессе реальных процессов и механизмов, являющихся объектом изучения.
Вторые предназначены для имитационного моделирования не только действующих, но и проектируемых объектов, процессов, механизмов (в том числе экономических и социальных) с целью проведения их экспериментального исследования.

Деловые игры, применяемые в учебных целях, А.М.
Смолкин делит по пяти наиболее характерным признакам.
%
I, По характеру моделируемых ситуаций.
1.
Игра с соперником.
(Борьба сторон)
Моделируются процессы управления в условиях взаимовлияющего поведения или взаимодействия друг на друга различных систем.
2.
Игра с природой.

Моделируется процесс управления в условиях вероятностного поведения среды и управляемого объекта.
3.
Игра-тренажер.
Моделируется процесс управления системой в динамике самопроизвольного развития ситуации.
Отрабатываются навыки в принятии оперативных решений, а также механизмы взаимодействия отдельных звеньев системы.
II.
По характеру игрового процесса: игры с взаимодействием
участников и без взаимодействия.
1.
Отношения между играющими группами слушателей носят характер противоборства.
Действие одной прямо или косвенно влияет на действие другой группы.
При этом контакт между группами не обязателен.
2.
Разыгрывается взаимодействие между группами.
Контакт с помощью различных видов (средств) связи является обязательным элементом игры.
3.
Игра-соревнование.
Группы слушателей между собой не связаны.
Играют независимо друг от друга и, начиная с одной и той же исходной ситуации, достигают различных успехов.
85

[Back]