72 экономическое мышление как процесс и результат познания экономических отношений в форме понятий, суждений, умозаключений. Последние и входят, по его словам, в содержание экономического сознания. В.Д. Попов приходит к выводу, что результат мышления объективируется в понятиях, которые при переходе в сознание субъективируются [234, с. 45]. Г.Н. Соколова не может согласиться с таким определением, поскольку считает, что такая формулировка не позволяет улавливать принципиальную разницу между экономическим сознанием и экономическим мышлением. Она определяет экономическое мышление так: «... традиционно экономическое мышление включает в себя взгляды и представления, порожденные практическим опытом людей, их участием в экономической деятельности теми связями, в которые они вступают в повседневной жизни ... экономическое мышление питается уже не познаниями действия и использования социальных законов, а экономической практикой и представляет собой не просто явление другого, более низкого или более частного уровня и не просто результат развития экономического сознания. Оно представляет собой иную сущность, наполненную социально-экономическим содержанием ... экономическое сознание связано с познанием функционирования и развития социально-экономических законов, а экономическое мышление с включенностью в социально-экономическую практику». И далее: «Предлагаемый методологический подход дает возможность формировать теорегическую концепцию экономического сознания, исходя из анализа того, в какой-то мере оно отражает существующие экономические отношения и направлено на познание и сознательное использование социально-экономических законов» [285]. В данном контексте оригинальна трактовка Г.Н. Соколовой экономической культуры как способа взаимодействия экономического сознания и экономического мышления. Однако в силу специфики ее исследования (экономическая социология) это определение не может претендовать на всеобщность. Кроме того, некоторые ее рассуждения об экономических интересах и особенностях функционирования социального стереотипа как фактора изменения экономического мышления далеки от реалий сегодняшнего дня. |
88 сматривает экономическое мышление как процесс и результат познания экономических отношений в форме понятий, суждений, умозаключений. Последние и входят, по его словам, в содержание экономического сознания. В.Д. Попов приходит к выводу, что результат мышления объективируется в понятиях, которые при переходе в сознание субъективируются [270, с. 45]. Г.Н. Соколова не может согласиться с таким определением, поскольку считает, что такая формулировка не позволяет улавливать принципиальную разницу между экономическим сознанием и экономическим мышлением. Она определяет экономическое мышление так: «... традиционно экономическое мышление включает в себя взгляды и представления, порожденные практическим опытом людей, их участием в экономической деятельности теми связями, в которые они вступают в повседневной жизни ... экономическое мышление питается уже не познаниями действия и использования социальных законов, а экономической практикой и представляет собой не просто явление другого, более низкого или более частного уровня и не просто результат развития экономического сознания. Оно представляет собой иную сущность, наполненную социально-экономическим содержанием ... экономическое сознание связано с познанием функционирования и развития социально-экономических законов, а экономическое мышление с включенностью в социально-экономическую практику» [325, с. 175]. И далее: «Предлагаемый методологический подход дает возможность формировать теоретическую концепцию экономического сознания, исходя из анализа того, в какой-то мере оно отражает существующие экономические отношения и направлено на познание и сознательное использование социально-экономических законов» [325, с. 177]. В данном контексте оригинальна трактовка Г.Н. Соколовой экономической культуры как способа взаимодействия экономического сознания и экономического мышления. Однако в силу специфики ее исследования (экономическая социология) это определение не может претендовать на всеобщность. Кроме того, некоторые ее рассуждения об экономических интересах и особен 89 ностях функционирования социального стереотипа как фактора изменения экономического мышления далеки от реалий сегодняшнего дня. Более удачным нам кажется определение экономического сознания, данное И.В. Андреевой: «... под экономическим сознанием понимается системная составляющая сознания, высший уровень психического отражения экономических отношений общественно развитым человеком» [403, с. 36-37]. Интересен анализ структуры экономического сознания, проведенный О.С. Дейнекой. Он выделяет следующие компоненты, исходя из предмета и задач экономической психологии: экономические эмоции и чувства; перцептивную сферу поведения; экономические представления и экономическое поведение; волевые компоненты экономического сознания [74, с. 443]. К экономическим эмоциям и чувствам им отнесены практические эмоции, т.е. удовлетворение от результатов и процессов труда; гностические эмоции, связанные с познанием; глорические эмоции, т.е. желание признания и почета; пунические эмоции и чувства, связанные с желанием преодолеть опасность, испытать азарт, риск; альтруистические и эгоистические эмоции и чувства, возникающие при обмене и распределении. К перцептивной сфере экономического поведения, по мнению О.С. Дейнеки, относятся исследования восприятия денег, отношения к вещам, товарам, услугам, неосознаваемая перцепция (от лат. perceptio восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств) в рамках маркетинговой ветви экономической психологии. Экономические представления включают в себя представления о функционировании экономики, на основе чего создается субъективный экономический образ. К экономическому мышлению О.С. Дейнека относит способность человека или социальной группы отражать, осмысливать экономические явления, познавать их сущность, усваивать и соотносить экономические понятия с требованиями экономических законов и реальностью. Это создает основу для экономической деятельности. К волевым компонентам экономического сознания им отнесены экономические нормы, экономические интересы, экономические поступки, деятельность. |