Проверяемый текст
Краснова О.В., Лидере А.Г. Социальная психология старения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М: Издательский центр «Академия», 2002.-288 с.
[стр. 65]

65 женщины вдвойне девальвировали и теперь соответствуют низкому статусу.
Статус мужчин зависит от занятости (работы), а женщин — от
репродуктивно-ориентированного цикла.
Женщина ценится согласно сексуальной привлекательности, способности и полезности для мужчин.

Поэтому социальная девальвация пожилой женщины происходит независимо от ее занятий или того факта, что после рождения ребенка она потенциально 25-30 лет способна к продуктивности.
Таким образом, ценность женщины
«сексуавизирована», и это определяет в глазах общества ее позитивный статус в первой половине жизни и негативной во второй.
Знаки и приметы старения у мужчин не так важны и не так заметны, как у женщин,
г.е.
потеря молодости не приносит им социальную девальвацию.
Когда образно говорят о «второй весне» жизни мужчин, выходящих на
пенсию, тяжело представить такую «весну» для пожилых женщин.
Женщины в позднем возрасте рассматриваются как менее
достижимые, чем их сверстники — мужчины.
Общественное мнение считает, что женщине «приличнее» оставаться вдовой, а мужчины-вдовцы могут снова жениться.
Постоянство такого двойного стандарта для стареющих определяется тем, что молодость
связана с красотой и репродукцией, а старение приносит женщинам постменопаузу.
Эта тенденция усиливает доминирование
гендерного неравенства, которое способствует стереотипизации пожилых по признаку пола, исторически и кросскультурно.
Усилия
гендерных стереотипов основаны на конкретной структуре, бинарной оппозиции.
Это оппозиция между двумя эксклюзивными категориями, например: мужской — женский; общественный — частный; ум — тело; продуктивность — репродуктивность; активный — пассивный; разум — эмоции.
Этот список бесконечен.
Отношения между
[стр. 46]

чи опубликованных статей по академическим исследованиям, посвященных старым людям и женщинам за 1998 г.
в Тайване, только восемь имели своим предметом «старых женщин».
Пожилые женщины соответствуют стереотипам «дряхлости», «ухудшения», «слабости», «некомпетентности», «зависимости» и пр.
В отличие от молодых женщин или пожилых мужчин, враждебность к ним проявляется в аттитюдах предубеждения.
Некоторые ученые предполагают, что этот феномен является следствием патриархата.
Именно в патриархальном обществе пожилые женщины утратили свой общественный статус.
Недостаток возможностей образования и занятости, отсутствие экономического имущества, миграция мужчин и детей в города усиливают их экономическую и социальную зависимость.
Другие ученые, изучая некоторые патриархальные общества, где традиции оставались сильными, а пожилые были аккумуляторами ценного опыта, считают, что пожилые женщины часто имели высокостатусные роли в семье, в общественной и религиозной жизни.
Например, в культуре аборигенов Западной Австралии политические и религиозные роли женщин растут с возрастом, особенно в посредничестве племенных обсуждений и принятии важных решений.
В Японии и в дореволюционном Китае пожилые женщины имели значительную власть и авторитет.
До западной колонизации Западной Африки пожилые женщины играли важную роль, родословная велась от них, они были руководителями поселений.
Рассмотрим более подробно изменения отношений к пожилым женщинам на примере Индии, где они пользовались особым уважением и имели высокую позицию в обществе.
Мудрость пожилых содействует определенному положению и продолжению семьи и клана.
Старшим членам в семье всегда был обеспечен уход, в том числе и медицинский — в позднем возрасте.
Это считалось нормой, моральной и социальной ответственностью членов семьи.
Молодые поколения таким образом выражали уважение по отношению к своим пожилым родственникам за то, что они растили и воспитывали их.
Забота о пожилых была результатом того факта, что на долю старших поколений выпала тяжелая работа, процветание собственности, создание средств производства, ведущие к занятости и доходу поколений молодых.
В обществах с традициями коллективизма, таких, как Индия, возраст ассоциируется со зрелостью, политической властью и высочайшей стадией своей жизни, когда человек должен служить обществу, передавая религиозные знания и остерегаясь личных и материальных «пожитков».
Для пожилых женщин в обширном традиционном домохозяйстве Индии возраст обеспечивает руководящую роль.
Впервые в своей жизни она получает возможность играть такую роль, которая обычна для нее в матриархате: сыновья должны слушаться ее, а невестки получают от нее инструкции, как вести себя в ее доме.
После того как женщина была в качестве новобрачной, невестки, молодой жены и, следовательно, имела низшее место в иерархии локальных родственных отношений, как мать выросших сыновей она получает уважение и честь, которые не доставались ей раньше.
Так, вариативность социальных, культурных и экономических факторов оказывает влияние на определение уважения пожилым в индийском обществе.
Однако сегодня эта социальная конструкция значительно изменилась, как отмечают многие исследователи, под влиянием урбанизации, модернизации и глобализации.
Таким образом, не только в западных обществах утеряны те достижения старения, которые можно обнаружить в традиционных обществах.
Пожилые люди девальвированы, обесценены, так как они имеют недостаточную способность для продуктивности в формальной экономике (с точки зрения приоритетов индустриализации).
Женщины девальвировали, когда утеряли свои прошлые занятия и социальные роли, наполненные сексуальностью, репродуктивной деятельностью, домашними делами (с точки зрения приоритетов мужчин).
Таким образом, пожилые женщины вдвойне девальвировали и теперь соответствуют низкому статусу.
Женщины по мере своего Старения сталкиваются с рядом проблем, о которых не подозревали ранее.
В литературе известен термин двойной стандарт старения, который обозначает, что старение имеет различное значение для мужчин и для женщин.
Авторы рассматривают двойной стандарт старения как явление, возникшее в результате определенных конвенциональных ожиданий от соответствующих возрасту аттитюдов и ролей, которые существовали в патриархальном обществе для каждого пола.
Мужская и женская «хронология» социально определена и санкционирована таким образом, что нарушение предписанных ролей или их распорядка наказывалось осуждением и потерей каких-либо возможностей.
Роли мужчин и женщин имеют тенденцию быть традиционными, конвенциональными и жестко фиксированными.
В этом смысле статус мужчин зависит от занятости (работы), а женщин — от репродуктивного цикла.
Женщина ценится согласно сексуальной привлекательности, способности и полезности для мужчин
[Itzin, 1990].
Поэтому социальная девальвация пожилой женщины происходит независимо от ее занятий или того факта, что после рождения ребенка она потенциально 25-30 лет способна к продуктивности.
Таким образом, ценность женщины
«сексуализирована», и это определяет в глазах общества ее позитивный статус в первой половине жизни и негативный — во второй.
Знаки и приметы старения у мужчин не так важны и не так заметны, как у женщин,
т.
е.
потеря молодости не приносит им социальную девальвацию.
Когда образно говорят о «второй весне» жизни мужчин, выходящих на
пеноию, тяжедр представить такую «весну» для пожилых женщин.
Женщины в позднем возрасте рассматриваются как менее


[стр.,47]

достижимые, чем их сверстники — мужчины.
Общественное мнение считает, что женщине «приличнее» оставаться вдовой, а мужчины-вдовцы могут снова жениться.
Постоянство такого двойного стандарта для стареющих определяется тем, что молодость
и сексуальность связаны с красотой и репродукцией, а старение приносит женщинам десексуальность и постменопаузу.
Эта тенденция усиливает доминирование
тендерного неравенства, которое способствует стереотипизации пожилых по признаку пола, исторически и кросскультурно.
Усилия
тендерных стереотипов основаны на конкретной структуре, бинарной оппозиции.
Это оппозиция между двумя эксклюзивными категориями, например: мужской — женский; общественный — частный; ум — тело; продуктивность — репродуктивность; активный — пассивный; разум — эмоции.
Этот список бесконечен.
Отношения между
двумя полюсами всегда иерархичны: качества и характеристики слева более высоко ценятся, чем те, которые справа.
Старение влияет на социально-экономические условия пожилых женщин.
Исследователи приходят к выводу, что «феминизация старого возраста» переходит в «феминизацию бедности», которые отражают неравные достижения в области экономических возможностей, образования и медицинского ухода.
Поэтому в дополнение к физическим изменениям (возможная полнота, появление морщин и седых волос и пр.) двойной стандарт старения существенно влияет на материальное неравенство для женщин.
Пожилая женщина обесценивается как жена и как потенциальный работник, поэтому женщины сталкиваются с возрастной дискриминацией, когда пытаются получить работу.
После 45 лет увеличивается вероятность бедности в поздней жизни для женщин, которые не работали, ухаживая за детьми.
Влияние возрастной дискриминации неоднозначно для мужчин и для женщин.
Для женщин важно вернуться к работе в середине жизни, после того, как выросли дети.
Также для них важно сохранить работу в более позднем возрасте насколько возможно.
В традиционно «женской» работе часто требуется привлекательность молодых: секретари, официантки, дикторы телевидения, стюардессы и пр.
Мужчины предпочитают, чтобы на работе их окружали молодые женщины.
Как отмечают многие авторы, существует, несомненно, неформальная возрастная дискриминация на рынке труда, хотя, подобно многим другим видам дискриминации, ее трудно доказать.
Даже в США, где возрастная дискриминация запрещена, Закон о возрастной дискриминации в занятости 1967 г.
ограничивает ценность женщин, потому что не охватывает половые различия, т.
е.
там специально не упоминается о том, что работодатели должны нанимать пожилых людей обоего пола.
Таким образом, пожилые женщины испытывают недостаток легитимной защиты в отношении к занятости и страдают от сексуальной и возрастной дискриминации.
Двойной стандарт старения имеет воздействие на доход и материальные обстоятельства в поздней жизни, и это не может не беспокоить женщин как одна из видимых примет старения.
Многие исследователи с удивлением обнаруживают, что культурные диффамации (или неразличимость) не имеют какого-либо влияния на собственные представления женщин об их собственном старении.
Поэтому важен вопрос, насколько сами женщины принимают стереотипные взгляды на пожилых женщин (свое настоящее положение и свое будущее), насколько у них позитивно самовосприятие.
Один из способов справиться с ситуацией, в которой оказывается пожилая женщина, предложен Б.
Макдоналдом и С.Ричем (Macdonald, Rich).
Женщина должна принять стереотипы, существующие в обществе в отношении других пожилых женщин, но сопротивляться своему собственному возрасту, т.
е.
руководствоваться в жизни следующим принципом: старость — это то, что происходит с другими людьми, а не со мной.
Ложный образ «Я» в этом случае становится неконструктивным, но поддерживающим, так как построен на избегании некоторых проявлений старения, таких как забывание или мелочная суета по поводу всяких пустяков.
Авторы считают, что отрицание отчуждает пожилую женщину от других подобных.
Существует мнение, что все ассоциации, которые связаны со словосочетанием «старый возраст», приобретаются в процессе стереотипизирования.
Пожилые люди, использующие слово «старый», не относят его к какому-либо конкретному календарному возрасту, но к состоянию слабости и дряхлости.
Как часто говорят пожилые люди: «Если вы проворны и физически себя хорошо чувствуете, значит вы не стареете».
При этом люди интериоризируют мысль о том, что они «должны быть похожи на людей определенного возраста», хотя и удивляются несоответствию своего опыта и чувств этому «возрасту».
Чаще всего пожилой человек избегает не своего собственного возраста, а унижающих «возрастных» стереотипов неспособности и слабоумия.
В обществе, которое «накладывает штраф» на старый возраст, попытки женщин избегать проявлений старения могут быть средством спасения от последствий возрастной дискриминации, существующих предубеждений.
Немногочисленные исследования образа «Я» пожилых людей показывают, что большинство пожилых болезненно осознают грубые негативные стереотипы и избегают их.
С.
Кайзер и Дж.
Чандлер (Kaiser, С7иш<#ег)*например, изучая 55 пожилых женщин и мужчин в домах для пенсионеров в Калифорнии, исследовали их реакции на негативные стереотипы старого возраста.
(В качестве стимуль

[Back]