76 поколений» вначале не было научного определения понятий и возможных способов верификации гипотез. Весьма показательна в этом смысле работа Маргарет Мид «Культура и сопричастность», которая устанавливает зависимость межпоколенческих отношений от темпов научно-технического и социального развития. Связывая межпоколенческие отношения с темпом общественного развития и господствующим типом семейной организации, Мид различает в истории человечества три типа культур: постфигуральные, в которых дети учатся главным образом у своих предков, конфигуральные, в которых и взрослые и дети учатся, прежде всего, у равных, сверстников; префигуративные, в которых взрослые учатся у своих детей. Стабильные большие группы, существовавшие на ранних этапах развития человечества, в традиционных обществах и в некоторых современных обществах, выполняли и выполняют ценностноориентационную и защитную функции. Так, получаемая от них информация не только однородна и упорядочена, но и требует однозначного, безукоризненного точного выполнения м нож ества обрядов, сопровождающий каждый шаг жизни человека от рождения до смерти и всю его хозяйственную деятельность. Культуры таких групп, ориентированные на предков и традиции американский этнолог Маргарет Мид назвала постфигуративными. «Постфигуративная культура это такая культура, где каждое изменение протекает настолько медленно и незаметно, что деды держа в руках новорожденных внуков, не могут представить себе для них никакого иного будущего, отличного от их собственного прошлого. Прошлое взрослых оказывается будущим каждого нового поколения.»75. Существенная черта постфигуративной культуры постулат, /5Мид Маргарет. Культура и мир детства: Избр. произвел. М., 1988. С. 93. |
руживает культурно-специфическое разрешение своих проблем, т. е. рассчитывает только на себя и свою семью, «мигрант» будет адаптироваться к старости и приходит к той роли старого возраста, которая имеет много общего с культурой большинства: представители этой модели учатся говорить по-английски, если они его не знают, приспосабливают паттерны одевания, манеры и привычки большинства и пользуются государственным социальным и медицинским обслуживанием. Третья модель старых людей в этническом меньшинстве, присущая в основном африканцам, — «пассивная жертва» включает тех, кто рассматривается в обществе как «неуспешные», «без достижений», они, как правило, больше всех подвергаются дискриминации и виктимизации. Позиция «пассивной жертвы» усугубляет положение многих старых людей (их способности и ресурсы и т.д.), демонстрируя взаимосвязь между дискриминацией и неуспешностью. Несмотря на то что были обнаружены и описаны эти модели, авторы считают, что более значимыми определителями положения пожилых людей являются различия в доходе, проживании, уровнях семейной поддержки, здоровья и других социоэкономических условий, чем принадлежность к этнической или расовой группе. 3.1.10. Конфликт поколений — мнимый или реальный? В конце 1960-х — начале 1970-ос годов появилось множество книг и статей, посвященных «конфликту», «кризису» или «разрыву» поколений. Как отмечает И. С. Кон [1988], первые теории этого рода имели глобальный характер. Так, американский социолог Л. Фойер утверждал, что «история всех до сих пор существовавших обществ есть история борьбы между поколениями» [Фойер. — С. 105]. Но истоки этой борьбы рисуются по-разному. Одни авторитеты, включая Фойера, апеллируют к Фрейду, полагая, что в основе всех конфликтов между поколениями лежит Эдипов комплекс. Но тогда возникает вопрос: чем современный конфликт отличается от прошлых исторических ситуаций? Другие авторы, например французский психоаналитик Ж. Мандель, противопоставляют классическому «конфликту», описанному Фрейдом, идею «кризиса поколений». Если «конфликт поколений», связанный с Эдиповым комплексом, состоял в том, что подросток стремился занять в обществе место своего отца и вообще старших, то «кризис поколений» означает, что юноша не соперничает с отцом, чтобы в конечном счете идентифицироваться с ним, а полностью отвергает его как образец, отказываясь от своего социально-культурного наследства. Происходит это прежде всего потому, что современное общество больше не переживается в бессознательном как образ Отца — наставника, покровителя и воплощения ценностей, а напоминает скорее архаический образ всемогущей Матери. Материнское начало представлено всемогущей техникой, перед которой человек чувствует себя бессильным. Глобальные теории конфликта поколений поставили целый ряд проблем. В рассуждениях о «конфликте поколений» вначале не было научного определения понятий и возможных способов верификации гипотез. Весьма показательна в этом смысле работа М. Мид «Культура и сопричастность» [1988], которая устанавливает зависимость межпоколенных отношений от темпов научно-технического и социального развития. Связывая межпоколенные отношения с темпом общественного развития и господствующим типом семейной организации, Мид различает в истории человечества три типа культур: постфигуративные, в которых дети учатся главным образом у своих предков, кофигуративные, в которых и дети, и взрослые учатся прежде всего у равных, сверстников; префигуративные, в которых взрослые учатся у своих детей. Стабильные большие группы, существовавшие на ранних этапах развития человечества, в традиционных обществах и в некоторых современных обществах, выполняли и выполняют ценностно-ориентационную и защитную функции. Так, получаемая от них информация не только однородна и упорядочена, но и требует однозначного, безукоризненно точного выполнения множества обрядов, сопровождающих каждый шаг жизни человека от рождения до смерти и всю его хозяйственную деятельность. Культуры таких групп, культуры, ориентированные на предков и традиции, американский этнолог Маргарет Мид (1901 -1978) назвала постфигуративными. «Постфигуративная культура — это такая культура, где каждое изменение протекает настолько медленно и незаметно, что деды, держа в руках новорожденных внуков, не могут представить себе для них никакого иного будущего, отличного от их собственного прошлого. Прошлое взрослых оказывается будущим для каждого нового поколения...» [Мид, 1988. — С. 322]. Существенная черта постфигуративной культуры — постулат, находящий свое выражение в каждом деянии представителей старшего поколения, гласящий, что их образ жизни, сколь много изменений в нем в действительности ни содержалось, неизменен и остается вечно одним и тем же. Она преобладает в традиционном, патриархальном обществе, которое ориентируется главным образом на опыт прежних поколений, т. е. на традицию и живых ее носителей — стариков. Ускорение технического и социального развития делает опору на опыт прежних поколений недостаточной. Кофигуративная культура —„это культура, в которой преобладающей моделью поведения для людей, принадлежащих к данному обществу, оказывается доведение-их современников. Для нее типична ориентация не столько на старших, сколько на современников, равных по возра |