Проверяемый текст
Краснова О.В., Лидере А.Г. Социальная психология старения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М: Издательский центр «Академия», 2002.-288 с.
[стр. 80]

80 одеваться, больше времени посвящать религиозному суждению.
Женщины в пожилом возрасте становятся социальным организаторами, помогают структурировать жизнь боле молодых людей.
Однако в современном обществе пожилые люди потеряли
свой патриархальный стереотип «успокоителя» и «организатора».
Поэтому, по мнению авторов, следует восстановить культурные роли пожилых людей.

Каждое поколение людей уникально и обладает присущей только ему системой ценностей, опытом, выполняет свои специфические цели и задачи.
Индивид, будучи представителем того или иного возрастного слоя, часто действует от имени последнего, отстаивая интересы в различных ситуациях и в разных сферах общества.
Любое поколение уникально, и это положение способствует формированию у него особого отношения к своей субкультуре, к собственным ценностям, правам и обязанностям.
Столкновение этих ценностей и особенностей неизбежно, их борьба — органическая часть социальных отношений людей.
Как уже отмечалось выше, в структуре современного общества молодежь занимает очень специфическую ступень, на которой конфликты всех уровней приобретают спонтанный и порою нерегулируемый.
«Молодежь представляет собой специфическую возрастную, социально-демографическую группу, отмечает В.Т.
Лисовский, характеризующую своими психофизиологическими особенностями, имеющую специфические социальные и психологические черты, культурные свойства и функции, наличие которых определяется также и тем, что их социально-экономическое и общественно-политическое положение, их духовный мир находятся в состоянии становления и формирования.
Она характеризуется своей субкультурой, внутренней
[стр. 52]

сту и опыту.
Кофигуративная культура начинается там, где наступает кризис постфигуративной системы.
Этот кризис может возникнуть разными путями: как следствие катастрофы; в результате развития новых форм техники, неизвестных старшим; вслед за переселением в новую страну, где старшие всегда будут считаться иммигрантами; в итоге завоевания, когда покоренное население вынуждено усваивать язык и нравы завоевателей; в результате обращения в новую веру, когда новообращенные взрослые пытаются воспитать своих детей в духе новых идеалов, или же в итоге мер, сознательно осуществленных какой-либо революцией, утверждающей себя введением нового образа жизни для молодежи.
В результате этих изменений появляется новый фактор культуры — опыт молодого поколения радикально отличается от опыта их родителей, дедов и других старших представителей той общности, к которой они непосредственно принадлежат.
В своей простейшей форме, пишет Мид [1988.
— С.
350], — это общество, в котором отсутствуют деды и бабки.
«Переход к новому образу жизни, требующему приобретения новых умений и форм поведения, представляется более легким тогда, когда нет дедов, помнящих о прошлом, формирующих опыт растущего ребенка, закрепляющих непроизвольно все невербализованные ценности старой культуры».
Но разрыва поколений все-таки не происходит.
Всегда остаются слои культуры, позволяющие осознавать свою принадлежность к этнической общности: язык, религия, миф об общих предках, историческая память, богатая подвигами героев или общими страданиями.
По мнению М.Мид, в наши дни рождается новая культурная форма, которую она называет префигуративной.
Темп развития в наши дни стал настолько быстрым, что прошлый опыт уже не только недостаточен, но часто оказывается даже вредным, мешая смелым, небывалым обстоятельствам.
Префигуративная культура ориентируется главным образом на будущее.
Таким образом, уже не предки и не современники, а сам ребенок определяет ответы на сущностные вопросы бытия.
Сегодня во всех частях мира у молодых людей возникла общность того опыта, которого никогда не было и не будет у старших, сегодняшние дети вырастают в мире, которого не знали старшие.
И наоборот, старшее поколение никогда не увидит в жизни молодых людей повторения своего беспрецедентного опыта.
Этот разрыв между поколениями совершенно нов и ведет к тому, что жизненный опыт молодого человека сокращается на поколение, а воспроизведение его в отношении к своему ребенку или к своим родителям исчезает.
В жизни современного общества можно найти некоторые проявления того, что прогноз Мид сбывается, но несмотря на любые инновации человечеству, чтобы самовосполняться и саморегулироваться, необходимо сохранять связи между поколениями.
Как отмечают авторы, в современном мире наблюдается психологический сдвиг в настроениях людей — большой интерес к своим корням.
Ощущая нестабильность окружающего современного мира, уменьшается желание у людей смотреть вперед и появляется склонность смотреть назад и вглубь, искать поддержку в стабильных ценностях общества.
Неслучайно в конце XX в.
из научной литературы практически исчезло устойчивое словосочетание «конфликт поколений».
Межпоколенные стабильные общности, прежде всего этносы, несмотря на предсказанные Мид и действительно наметившиеся тенденции к их разрушению, приобретают существенное значение в жизни современного человека.
Это подтверждают исследования Д.Гутманна (Gutmann), который принимал участие в работе Камминга и Генри, но затем подверг критике их теорию разобществления.
Гутманн, как и Мид, изучал традиционные общества и пришел к определенным выводам, которые близки выводам Мид.
Так, в традиционных обществах старые люди имеют жизненно важную роль В становлении родительской позиции.
Когда человек обзаводится потомством, у него происходит перестройка поведения: женщины нередко отказываются от привычных способов времяпровождения, мужчины считают своим долгом содержать семью и их деятельность посвящена в основном этому.
И именно паттерны поведения прародителей способствуют становлению родительской позиции.
Следующий вывод Гутманна касается изменения потенциалов мужчин и женщин в течение жизни и изменения их роли в пожилом возрасте.
Так, мужчины становятся носителями духовного начала.
Например, аксакалы в Средней Азии с определенного возраста начинают даже иначе одеваться, больше времени посвящать религиозному служению.
Женщины в пожилом возрасте становятся социальными организаторами, помогают структурировать жизнь более молодых людей.
Однако в современном обществе пожилые люди потеряли
свое патриархальное назначение «успокоителя» и «организатора».
Поэтому, по мнению авторов, следует восстановить культурные роли пожилых людей.

3.1.11.
Увеличение численности пожилого населения: хорошо это или плохо? В научных кругах многих стран мира широко обсуждается вопрос о социально-экономических последствиях современного постарения населения.
Эти последствия имеют прямое отношение к стереотипам пожилых в обществе.
Тенденции изменения в возрастной структуре проявились не только в увеличении удельного веса пожилых людей в общем составе населения, но и в том, что экономически активная часть населения стала несколько старше.
Противники старения населенна (политолог и экономьгтт.Л по^птот

[Back]