Проверяемый текст
Печерская Светлана Александровна. Теоретико-методологические основы готовности студентов к использованию информационных технологий (Диссертация 2007)
[стр. 78]

78 В структурном плане Л.Н.
Захарова, соотнося компоненты готовности с ее видами, выделяет следующие виды
личностной готовности к деятельности: мотивационная готовность как актуализация у человека потребности в личностном и профессиональном саморазвитии в труде создает возможности для самореализации личности в профессиональной сфере, создает базу для развития профессионально важных качеств и формирования индивидуального стиля деятельности; целевая готовность как концептуальная модель деятельности обеспечивает набор значимых профессиональных целей с учетом актуальных потребностей субъекта; операционная готовность как наличие знаний, умений и навыков зависит от степени сформированное™ данных средств реализации содержания основных этапов деятельности; регуляционная готовность как относительно самостоятельная Деятельность реализуется в процессе психологической подготовки со специфическим содержанием функций поддержки процесса профессионализации субъекта [67].
Мотивационная готовность субъекта проявляется в мотивационном санкционировании конкретного направления профессионализации, формировании уровня притязаний и самооценки, зависящей от качественных характеристик самореализации субъекта в процессе деятельности.
В основе этого лежит реальная мотивационная ориентированность человека на личностное развитие в процессе подготовки и за его пределами.

А.Н.
Леонтьев отмечал, что «...мотивация определяет связь личности и действования»
[95, С.
185].
Исходя из этого, выделяются факторы, комплексное действие которых способствует
реачизации мотивационной готовности субъекта к деятельности: объективное совпадение мотивационной ориентации человека на личностную реализацию с целевыми установками выполняемой деятельности;
[стр. 132]

131 обучения; выявить, что стоит за этими явлениями: внешние условия обучения или внутренние субъективные причины, связанные со способностью человека регулировать собственные действия, мышление, поведение, эмоции и т.д.
Низкий уровень психологической готовности к деятельности приводит к неадекватным реакциям, ошибкам, к несоответствию функционирования психических процессов и тех требовании, которые предъявляются ситуацией.
Психологическая готовность к деятельности изначально проявляется как различные по степени выраженности переживания собственных неудач и успехов, которые подводят человека к необходимости изменения собственной позиции и включают дополнительные психические резервы личности.
После того, как определены причины, вызвавшие данные состояния личности, может отмечаться ситуативное включение человека с целью коррекции отдельных действий, состояний и программ.
Высший уровень психологической готовности (как необходимый и достаточный) к деятельности может быть отмечен как способность планировать течение собственной жизни и осуществлять контроль и регуляцию деятельности, основываясь на анализе собственного состояния, структуры деятельности, ее результатов, сверяя их с профессионально заданными образцами.
Отметим, что даже частичное понижение уровня психологической готовности к деятельности может быть связано с деформацией какого-либо из ее компонентов, но в большей степени мотивационного и операционального.
Так, деформация мотивационной сферы может проявляться в чрезмерной увлеченности какой-либо сферой деятельности при снижении интереса к другим (феномен «трудоголизма»).
В структурном плане Л.Н.
Захарова, соотнося компоненты готовности с ее видами, выделяет следующие виды
психологической готовности к деятельности: мотивационная готовность как актуализация у человека потребности в личностном и профессиональном саморазвитии в труде создает возможности

[стр.,133]

132 для самореализации личности в профессиональной сфере, создает базу для развития профессионально важных качеств и формирования индивидуального стиля деятельности; целевая готовность как концептуальная модель деятельности обеспечивает набор значимых профессиональных целей с учетом актуальных потребностей субъекта; операционная готовность как наличие знаний, умений и навыков зависит от степени сформированное™ данных средств реализации содержания основных этапов деятельности; регуляционная готовность как относительно самостоятельная Деятельность реализуется в процессе психологической подготовки со специфическим содержанием функций поддержки процесса профессионализации субъекта [147].
Мотивационная готовность субъекта проявляется в мотивационном санкционировании конкретного направления профессионализации, формировании уровня притязаний и самооценки, зависящей от качественных характеристик самореализации субъекта в процессе деятельности.
В основе этого лежит реальная мотивационная ориентированность человека на личностное развитие в процессе подготовки и за его пределами.

A.II.
Леонтьев отмечал, что «...мотивация определяет связь личности и действования»
[209, с.
185].
В этом контексте Е.Ю.
Артемьева поднимает проблему взаимосвязи личности и способа деятельности в срезе стиля деятельности.
Под индивидуальным стилем деятельности автор понимает инвариантную структуру способов достижения цели, произведенной от иерархической структуры личностных смыслов.
Одной из важнейших характеристик индивидуального стиля деятельности является свойство включаемости / невключаемости в деятельности, где под вюночаемостыо понимается мера активности принятия субъектом задачи в качестве личностно значимой.
То есть, чем меньше включен человек в деятельность, тем в большей степени

[стр.,134]

133 расходятся в его сознании субъективная семантика со сферой деятельности.
Способность действовать гибко и нестандартно зависит от личностной активности человека, чем ниже уровень такой активности, тем более вероятно, что человек будет действовать на уровне принятых стереотипов.
Па основании этого исследователь вскрывает семантические корреляты организации деятельности, включающие в себя как целемотивационпые, так и исполнительские компоненты, делая акцент на единстве манипулятивных (действенных) и семантических свойств субъекта деятельности.
При этом отмечается, что возможен прогноз успешности деятельности субъекта по его семантическим характеристикам [27].
Исходя из этого, выделяются факторы, комплексное действие которых способствует
реализации мотивационной готовности субъекта к деятельности: объективное совпадение мотивационной ориентации человека на личностную реализацию с целевыми установками выполняемой деятельности; личностная и индивидуальная ориентированность системы психологических установок, строящейся с учетом специфики преобладающей реальной мотивации субъектов деятельности; целенаправленная актуализация действия системообразующих факторов в форме мотивационно-целевых отношений, психологических механизмов мотивационного санкционирования деятельности (В.К.
Вилюнас), ее регуляции (Н.М.
Пейсахов, Ю.М.
Орлов), каузальной атрибуции (Г.
Келли, Ф.
Хайдер, X.
Хеккаузен), устранения когнитивного дисбаланса (Ж.
Пиаже), двухфакторного механизма мотивации (А.Бандура), взаимодействия внешних и внутренних мотивационных факторов и др.; повышение внутренней мотивированности субъекта за счет обогащения содержания деятельности, что возможно на уровне реализации ее концептуальной модели, операционального и регуляционного компонентов.
В.И.
Слободчиков выделил различные уровни мотивационной готовности личности в зависимости от уровней развития рефлексии.
В качестве основных

[Back]