97 Для дальнейшей работы в русле нашего исследования важными из общей теории способностей являются следующие позиции: способности формируются и развиваются в деятельности, соответственно ядро способности психические процессы, регулирующие деятельность; способности являются индивидуально-личностными особенностями психических процессов, отличающими людей друг от друга. Отдельно требуют своего рассмотрения творческие способности личности, поскольку профессионализм может выступать как проявление целенаправленной творческой активности личности, которая формирует компетентность человека в той или иной деятельностной сфере. С.Л. Рубинштейн утверждал, что при творчестве необходимо «ввести что то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой то деятельности»! 156, С.476]. Л.С. Выготский отмечал, что творчество является деятельностью человека, при которой создается что-то новое, причем не имеет значения, будет ли это новой вещью внешнего мира или субъективным построением ума, чувства, обнаруживающиеся в самом человеке [44]. При этом исследователь утверждал, что «высшие достижения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей пас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека [там же, С.58]. А.В. Брушлинский рассматривает творчество как процесс, в результате которого человек находит что то новое, ранее неизвестное [37]. Г.В. Никитина и В.Н. Романенко, в свою очередь, констатируют, что «творческий процесс эго процесс, который приводит к появлению новых, во многом неожиданных результатов. Именно новизна и непредсказуемость характеризует истинное содержание творческого результата...», причем «творчество разрешение противоречий между имеющимся знанием, |
158 отнести работы Ч. Спирмена, JI. Терстоуна, Дж. Гилфорда, Р.Б.Кеттела, С. Барта, Д. Векслера, Ф. Вернона и др. Для дальнейшей работы в русле нашего исследования важными из общей теории способностей являются следующие позиции: способности формируются и развиваются в деятельности, соответственно ядро способности психические процессы, регулирующие деятельность; способности являются индивидуально-личностными особенностями психических процессов, отличающими людей друг от друга. Отдельно требуют своего рассмотрения творческие способности личности, поскольку профессионализм может выступать как проявление целенаправленной творческой активности личности, которая формирует компетентность человека в той или иной деятельностной сфере. С.Л. Рубинштейн утверждал, что при творчестве необходимо «ввести что то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой — то деятельности»[305, с.476]. Л.С. Выготский отмечал, что творчество является деятельностью человека, при которой создается что-то новое, причем не имеет значения, будет ли это новой вещью внешнего мира или субъективным построением ума, чувства, обнаруживающиеся в самом человеке [92]. При этом исследователь утверждал, что «высшие достижения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека [там же, с.58]. A.B. Брушлинский рассматривает творчество как процесс, в результате которого человек находит что то новое, ранее неизвестное [68]. Г.В. Никитина и В.Н. Романенко, в свою очередь, констатируют, что «творческий процесс это процесс, который приводит к появлению новых, во 159 многом неожиданных результатов. Именно новизна и непредсказуемость характеризует истинное содержание творческого результата ...», причем «творчество разрешение противоречий между имеющимся знанием, позволяющим дать некие предсказания, и принципиально новым, заранее непредсказуемым результатом» [259, с. 8]. Л.В. Мищенко, в свою очередь, дает определение творчества с позиций новизны результата «Творчество высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека, создающей качественно новые материальные и духовные ценности [242, с. 12]. Можно приводить много определений творчества и практически в каждом из них проявляется общая черта творчества новизна результата. Е.Л. Яковлева в своей работе [395] приводит данные исследований Ф. Баррона, который осуществил обзор исследований по творчеству в течение нескольких лет в последней четверти XX века. Практически все исследования в этой области важнейшей чертой рассматривали новизну результата. В частности Ф. Баррон выделял следующие основные идеи работ по проблемам творчества: 1. Творчество это способность реагировать на потребность в новых подходах. Это способность включать в жизнь что-то новое. 2. «Что то новое» это обычно продукт, являющийся результатом процесса, осуществляемого человеком, т.е. существует три аспекта, в которых легче всего изучить творческость: продукт, процесс, человек. 3. Характеристиками этих новых продуктов, процессов и людей является их новизна, оригинальность, уместность, валидность, способность удовлетворять потребности, адекватность. 4. Эти творческие продукты разнообразны. Проблему творчества необходимо рассматривать в контексте двух видов поведенческой и деятельностной активности. В частности В.Н. Дружинин, рассматривая проблему творчества через поведенческо — деятельностный аспект выделяет два типа 166 ностями мотивационной, когнитивной, психомоторной, эмоционально-волевой, темпераментальной и характерологической сферами личности. В-восьмых, немаловажным фактором готовности к деятельности являются способности личности, так как они формируются и развиваются в деятельности, соответственно ядро способности — психические процессы, регулирующие деятельность, и, что особенно важно, являются индивидуальноличностными особенностями психических процессов, отличающими людей друг от друга. В-девятых, поскольку профессионализм может выступать как проявление целенаправленной творческой активности личности, которая формирует компетентность человека в той или иной деятельностной сфере, фактором, влияющим на готовность личности к деятельности являются творческие способности личности. В качестве резюме отметим, что деятельность влияет на функциональные возможности человека, изменяя уровень и качество системы отношений, избирательной реакции субъекта отношений, активности личности, установки как структуры отношений, побуждающих человека к активности, надежности самого субъекта деятельности, способности личности к саморегуляции своих функциональных, психических и эмоциональных состояний, профессиональной пригодности, общих, специальных и индивидуальных способностей личности, особенно творческих. В конечном счете, деятельность включает в себя психологическую готовность в качестве необходимой составляющей. Тем не менее, психологическая готовность личности к деятельности изменяется в зависимости от успешности и эффективности самой деятельности. |