98 позволяющим дать некие предсказания, и принципиально новым, заранее непредсказуемым результатом» [122, С. 8]. Можно приводить много определений творчества и практически в каждом из них проявляется общая черта творчества новизна результата. Современные исследователи рассматривают репродуктивную и творческую деятельностные активности в диалектическом единстве, при этом первую в качестве подготовительного этапа творчества. Причем даже в адаптивной деятельности всегда заложен определенный творческий (но пока не реализованный) потенциал. Так, например В.А. Петровский пишет: «Говоря об адаптации, мы имеем в виду также и процессы самоприспособления: саморегуляцию, подчинение высших интересов низшим и т.п. Наконец, что особенно важно подчеркнуть... приспосабливает ли индивид себя к миру или подчиняет мир своим интересам в любом случае он отстаивает себя перед миром в тех своих проявлениях, которые в нем уже есть и которые постепенно обнаруживаются, образуя базис многообразных явлений активности человека. Говоря об адаптации, адаптивной направленности, мы предусматриваем тот случай, когда человек может заранее и не знать, к чему именно, к какому предметному эффекту приведет его действие, и, тем не менее, действовать адаптивно, если заранее известно, к чему, он стремится «для себя», что оно ему может дать. Поэтому адаптивные действия могут быть и творчески продуктивными, «незаданными» [136, С. 25-26]. В своей концепции креативности Дж. Гилфорд выделил шесть параметров креативности: способность к обнаружению и постановке проблем; способность к продуцированию большого числа идей; способность к генерированию разнообразных идей; способность давать нестандартный ответ на раздражители; способность усовершенствовать объект; способность к анализу и синтезу [228]. Исследования Б.Г. Ананьева, М.Д. Дворяшиной, В.Н. Келасьева, Н.В.Кузьминой, Н.Н. Обозова, НЛО. Щербакова, В.А. Якунина и др. указывают на то, что студенческий возраст является центральным периодом становления |
159 многом неожиданных результатов. Именно новизна и непредсказуемость характеризует истинное содержание творческого результата ...», причем «творчество разрешение противоречий между имеющимся знанием, позволяющим дать некие предсказания, и принципиально новым, заранее непредсказуемым результатом» [259, с. 8]. Л.В. Мищенко, в свою очередь, дает определение творчества с позиций новизны результата «Творчество высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека, создающей качественно новые материальные и духовные ценности [242, с. 12]. Можно приводить много определений творчества и практически в каждом из них проявляется общая черта творчества новизна результата. Е.Л. Яковлева в своей работе [395] приводит данные исследований Ф. Баррона, который осуществил обзор исследований по творчеству в течение нескольких лет в последней четверти XX века. Практически все исследования в этой области важнейшей чертой рассматривали новизну результата. В частности Ф. Баррон выделял следующие основные идеи работ по проблемам творчества: 1. Творчество это способность реагировать на потребность в новых подходах. Это способность включать в жизнь что-то новое. 2. «Что то новое» это обычно продукт, являющийся результатом процесса, осуществляемого человеком, т.е. существует три аспекта, в которых легче всего изучить творческость: продукт, процесс, человек. 3. Характеристиками этих новых продуктов, процессов и людей является их новизна, оригинальность, уместность, валидность, способность удовлетворять потребности, адекватность. 4. Эти творческие продукты разнообразны. Проблему творчества необходимо рассматривать в контексте двух видов поведенческой и деятельностной активности. В частности В.Н. Дружинин, рассматривая проблему творчества через поведенческо — деятельностный аспект выделяет два типа 160 поведенческой активности адаптивной и преобразующей [128]. В первом случае субъект приспосабливается к объекту (окружающему миру), ассимилируя его качества и изменяя свои собственные качества. Во втором случае —субъект преобразовывает объект. Исходя из этих двух видов поведения, можно выделить репродуктивную (адаптивную) деятельность, то есть действия по образцу и деятельность творческую преобразующую. Современные исследователи рассматривают репродуктивную и творческую деятельностные активности в диалектическом единстве, при этом первую в качестве подготовительного этапа творчества. Причем даже в адаптивной деятельности всегда заложен определенный творческий (но пока не реализованный) потенциал. Так, например В.А. Петровский пишет: «Говоря об адаптации, мы имеем в виду также и процессы самоприспособления: саморегуляцию, подчинение высших интересов низшим и т.п. Наконец, что особенно важно подчеркнуть... приспосабливает ли индивид себя к миру или подчиняет мир своим интересам —в любом случае он отстаивает себя перед миром в тех своих проявлениях, которые в нем уже есть и которые постепенно обнаруживаются, образуя базис многообразных явлений активности человека. Говоря об адаптации, адаптивной направленности, мы предусматриваем тот случай, когда человек может заранее и не знать, к чему именно, к какому предметному эффекту приведет его действие, и, тем не менее, действовать адаптивно, если заранее известно, к чему, он стремится «для себя», что оно ему может дать. Поэтому адаптивные действия могут быть и творчески продуктивными, «незаданными» [279, с.25-26]. Творческие способности Е.П.Торренс описывает как реальные различия между людьми. По его мнению, креативным является тот человек, который в ситуации незавершенности может представить решение или из уже представленного набора выбрать оптимальное. Творческий акт обязательно включает в себя ощущение сложности, поиск решений, возникновение и 161 формулирование разнообразных гипотез относительно имеющихся элементов, проверку этих гипотез, возможность их модификации и представление результатов. Е.П.Торренс исследовал взаимосвязь развития интеллектуальных способностей и креативности, сформулировал «теорию интеллектуального порога», согласно которой при 1С> ниже 115-120 интеллект и креативность образуют единый фактор, при 1<3 выше 120 творческая способность становится независимой величиной, т.е. нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью [412-414]. В своей концепции креативности Дж. Гилфорд выделил шесть параметров креативности: способность к обнаружению и постановке проблем; способность к продуцированию большого числа идей; способность к генерированию разнообразных идей; способность давать нестандартный ответ на раздражители; способность усовершенствовать объект; способность к анализу и синтезу [403, 404]. В результате исследования различных личностных факторов, влияющих на состояние психологической готовности личности к деятельности можно отметить, что деятельность влияет на функциональные возможности человека, изменяя уровень и качество системы отношений, избирательной реакции субъекта отношений, активности личности, установки как структуры отношений, побуждающих человека к активности, надежности самого субъекта деятельности, способности личности к саморегуляции своих функциональных, психических и эмоциональных состояний, профессиональной пригодности, общих, специальных и индивидуальных способностей личности, особенно творческих. В конечном счете, деятельность включает в себя психологическую готовность в качестве необходимой составляющей. Тем не менее, психологическая готовность личности к деятельности изменяется в зависимости от успешности и эффективности самой деятельности. |