человека: "Если бы я мог сделать так, что бы люди получили новые основания полюбить свои обязанности, свое отечество и свои законы, чтобы они почувствовали себя более счастливыми во всякой стране... я счел бы себя счастливейшим из всех смертных"1. Идею о том, что не право, а обязанность лежит в основе жизни человека высказывали многие мыслители. Л. Дюги, например, полагал, что "никто в социальном мире не имеет никакой власти, кроме как исполнять то, к чему обязывает его социальная норма, или, если угодно, к чему обязывает его положение, занимаемое им в системе взаимозависимостей, соединяющих членов одной социальной группы"2. Теоретические представления о неотчуждаемых естественных правах человека и его обязанностях Г. Гроция, Ж.Ж. Руссо, Т. Гоббса Дж. Локка, Ш. Монтескье и других мыслителей сыграли важную роль в формировании концепции конституционализма, что отчетливо проявилось во французской Декларации прав человека и гражданина и первой Французской конституции, сообщившей идеи прав человека универсальную всеобщность. В статье 4 Декларации прав человека и гражданина от 26 августа 1789 года закреплено положение, ставшее аксиомой, не утратившей актуальности по сей день: свобода человека состоит в возможности делать все, что не вредит другому. Таким образом, осуществление естественных прав каждого человека корреспондируются его обязанностями, обеспечивающий другим членам общества пользование этими правами. Этот конституционный принцип осуществление прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц воспроизводится в статье 17 Конституции России, которая говорит об обязанности человека не нарушать права и свободы других лиц и по своей значимости для граждан является неукоснительным. Монтескье, Ш. Избранные произведения: в 2-х томах / III. Монтескье. М.: 1955. Т.1. -С. 160. 2 Дюги, Л. Конституционное право. Общая теория государства: перевод с французского / Л. Дюги; Пер. В. Краснокутский, Б. Сыромятников, А. Ященко. М.: Изд. т-ва. И.Д. Сытина, 1908. С. 102. |
1.2. Становление н развитие института основных обязанностей человека и гражданина в конституционном праве России Институт основных обязанностей человека и гражданина в конституционном праве России прошел в своем развитии длительный путь. Многие корифеи науки не раз подчеркивали мысль о том, что без обязанностей человечество не может разумно организовать свою жизнь. Так, Ш. Монтескье писал: «Если бы я мог сделать так, что бы люди получили новые основания полюбить свои обязанности, свое отечество и свои законы, чтобы они почувствовали себя более счастливыми во всякой стране... я счел бы себя счастливейшим из всех смертных»1. Другие просветители также исходили из того, что не право, а обязанность лежит в основе жизни человека. Л. Дюги, например, полагал, что «никто в социальном мире не имеет никакой власти, кроме как исполнять то, к чему обязывает его социальная норма, или, если угодно, к чему обязывает его положение, занимаемое им в системе взаимозависимостей, соединяющих членов одной социальной группы»2. Правда, Л. Дюги абсолютизируя обязанности, пришел к полному отрицанию субъективных прав; он заменил их понятием социальных функций. Однако, каким бы высоким статусом не обладали обязанности, какую бы важную роль ни играли в общественной жизни, они все же не должны вести к отрицанию или умалению прав индивида. Обстоятельный научный обзор взглядов и источников, касающихся обязанностей, дан Б.С. Эбзеевым. Он, в частности, проанализировал идеи и высказывания Гуго Гроция, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локка, А. Эсмена, П.А. Гольбаха и др., справедливо считая, что «обращение к гносеологическим, историческим и конституционным истокам обязанностей человека и 1 Монтескье Ш. Избранные произведения. В 2-х тт. М., 1955. С. 160. 1 Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства. Пер. с фр. М., 1908. С. 102. |