что самопознание — сложный, многоуровневый процесс познания себя как субъекта деятельности и общения, построение и коррекция образа Я, наполнение содержанием самосознания личности (33, с.28). Особый вклад в разработку проблемы самопознания личности, формирования образа Я, внесли исследования К. Роджерса. Личностное Я, по Роджерсу, представляет собой внутренний механизм, который создается рефлексивной мыслью на основе стимулыюго воздействия. Я-коицелция си стем а самовосприятгш, возникающих на основе взаимодействий с окружающей средой. Именно Я-кониепиия, а не некое реальное Я имеет определенное значение для личности и ее повеления (131). К. Роджерс выдвинул гипотезу, что все поведение личности вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который он называл тенденцией актуализации (процесс реализации человеком па протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью). Человек самостоятельно управляет процессом роста, и котором его личностный потенциал приводится к реализации. «Как растение стремиться быть здоровым растением, как семя содержит в себе стремление стать деревом, так человек движим побуждением становиться целостным, полным, спмоактуализирующимся человеком» (131, с. 30), При этом К. Роджерс исходил из идеи, что развиваться по направлению к самоактуализации человек может тол ько сам остоятел ьн о, «никто не может его в этом направлении двигать». Однако принципиально важны условия, в которых происходит развитие личности. По Р. Бернсу основу самопознания составляет процесс формирования Яконцепции, которую ученый определяет как совокупность всех представлении индивида о самом себе, сопряженную с их оценкой. Он выделяет три составляющих в структуре Я-коииепции: когнитивная составляющая (образ Я); оценочная составляющая (самооценка или принятие себя); поведенческая составляющая (реальное поведение личности на основе знаний о себе и отношения к себе) (22). Специальные исследования регулятивной роли профессионального сам о |
1 этап —материализация действий. Проведение самоанализа, построение программы самоизменения, определение путей ее реализации. 2 этап действия в воображении. Детальное обдумывание каждого действия, совершаемого в целях самопреобразования, анализ возможных трудностей, перспектив положительных изменений в ситуациях профессионального взаимодействия в случае позитивного самоизменения. Рассуждения о разных способах достижения желаемых результатов. 3 этап самоинструкгаж путем проговаривания (вслух или про себя) конкретных действий по самопреобразованию. 4 этап деятельность по самовоспитанию в реальных условиях профессиональной практики, достижение автоматизма в выполнении необходимых упражнений. Особое место в исследованиях, посвященных ПСВ, занимает понятие профессиональное самопознание. А.В. Сухомлинский считал, что самовоспитание педагога начинается с самопознания [361, с.58]. В психологической литературе существуют различные определения самопознания. И.С. Кон определяет самопознание как «...отражение в сознании субъекта его собственных свойств и качеств» [193, с.241]. Е.М. Боброва считает, что самопознание — сложный, многоуровневый процесс познания себя как субъекта деятельности и общения, построение и коррекция образа Я, наполнение содержанием самосознания личности [56, с.28]. Особый вклад в разработку проблемы самопознания личности, формирования образа Я, внесли исследования К. Роджерса. Личностное Я, по Роджерсу, представляет собой внутренний механизм > который создается рефлексивной мыслью на основе стамульного воздействия. Я-концепция система самовосприятий, возникающих на основе взаимодействий с окружающей средой. Именно Я-концепция, а не некое реальное Я имеет определенное значение для личности и ее поведения [318]. К. Роджерс выдвинул гипотезу, что все поведение личности вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который он называл тенденцией актуализации. Человек самостоятельно управляет процессом 27 роста, в котором его личностный потенциал приводится к реализации. «Как растение стремиться быть здоровым растением, как семя содержит в себе стремление стать деревом, так человек движим побуждением становиться целостным, полным, самоакгуализирующимся человеком» [318, с. 30]. В контексте теории К. Роджерса тенденция самоактуализации это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. При этом автор исходил из идеи, что развиваться по направлению к самоактуализации человек может только самостоятельно, никто не может его в этом направлении двигать. Однако при этом принципиально важны условия, в которых происходит становление личности. По Р. Бернсу основу самопознания составляет процесс формирования Яконцегтции, которую ученый определяет как совокупность всех представлении индивида о самом себе, сопряженную с их оценкой. Он выделяет три составляющих в структуре Я-коицепции: когнитивная составляющая (образ Я); оценочная составляющая (самооценка или принятие себя); поведенческая составляющая (реальное поведение личности на основе знаний о себе и отношения к себе) [46]. Существенными источниками самопознания являются деятельность и общение (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, C.JI, Рубинштейн, Е.В. Шорохова, А.Г. Спиркин. М.И. Лисина, И.И. Чеснокова). Человек познает самого себя, свои внутренние состояния, эмоции, установки путем осознания своего собственного поведения и условий, в которых оно осуществляется. В процессе деятельности, с одной стороны, формируется знание человека о себе, с другой раскрываются границы физических, психических, нравственных ресурсов и потенций; проверяется адекватность самооценки по уровню достижений в деятельности и их общественной ценности. В процессе общения осуществляется сравнение себя с другими, осознаются оценки, которые дают человеку другие люди. Поэтому лучше всего осознаются те свойства личности, которые чаще подвергаются социальной оценке, а также те, от которых зависит успех в деятельности. 28 |