Проверяемый текст
Никитина, Наталья Ивановна; Профессиональное самовоспитание будущих социальных педагогов в системе непрерывного образования (Диссертация 2004)
[стр. 52]

К.А.
Абульханова-Славская проблему жизненного пути личности связывает с проблемой активного управления ею потоком жизненных событий.
«...Проблема жизненного пути может стоять так: каждый, кто хочет сознательно строить свой жизненный путь, должен познакомиться с психологическими механизмами, присущими личности, чтобы лучше узнать себя, свои особенности.

Or стихийного способа жизни человек может перейти к такому, который он определяет сам» (I, с.7).
При этом утверждается, что «субъектом жизни» может стать не каждый.
Творцом собственного жизненного пути (стратегии жизни) может быть лишь человек, обладающий определенными личностными качествами.

Процесс существования личности на определенном этапе ее развития перестает быть случайной чередой событий.
Отсюда возникает продуктивная для нашего исследования идея К.А.

Абульхаиовой о том, что жизненный путь личности подлежит но только возраста!ой, но и личностной периодизации, т.к., начиная с юности, они перестают совпадать друг с другом: разны е люди проходят этап ы :ш чпостного разви ти я в разном возрасте.
Для понимания этапов профессионально-личностного развития специалиста социальной сферы важен анализ его субъектного опыта.
Несколько модернизируя (в контексте задач нашего исследования) структуру субъектного опыта
личности, предложенную А.К.
Оспицким (111), в его составе можно выделить следующие компоненты: ценностный опы т (связан с формированием интересов, нравственных норм и предпочтений, идеалов, убеждений; ориентирует усилия человека); опы т пришчиоЛ активизации (характеризует уровень развития аутопсихологических способностей; оперативную адаптивность к нестабильным условиям, подготовленность к осуществлению определенных усилий для достижения предполагаемого уровня притязаний; ориентирует личность в собственных потенциалах, многоаспектных резервных возможностях, помогает адаптироваться к решению новых задач жизнедеятельности); операциональный опы т (навыки саморегуляции, интеллектуальные, обшетрудовые знания, умения, навыки; интегрирует индивидуально-своеобразные средства преобразования человеком ситуации и себя; опыт сотрудничества, взаимодействия с други
[стр. 52]

«варианты жизни»: «жизнь как предисловие», «жизнь как достижение», «жизнь есть сон», «жизнь по правилам», «жизнь против жизни», «жизнь трата времени», «жизнь как предмет творчества» [136].
К.А.
Абульханова проблему жизненного пути личности связывает с проблемой активного управления ею потоком жизненных событий.
«...Проблема жизненного пути может стоять так: каждый, кто хочет сознательно строить свой жизненный путь, должен познакомиться с психологическими механизмами, присущими личности, чтобы лучше узнать себя, свои особенности.

От стихийного способа жизни человек может перейти к такому, который он определяет сам» [3, с.7].
При этом утверждается, что «субъектом жизни» может стать не каждый.
Творцом собственного жизненного пути (стратегии жизни) может быть лишь человек, обладающий определенными личностными качествами.

Следует заметить, что для К.А.
Абульхановой отправными моментами размышлений о жизненном пути личности стали исследования Шарлотты Бюлер и C.JI.
Рубинштейна.
Ш.
Бюлер считала, что в жизненном пути личности можно выделить: объективную логику жизни последовательность внешних событий; смену переживаний как эволюцию внутреннего мира человека и результаты его деятельности.
C.JI.
Рубиштейн, полемизируя с Ш.
Бюлер, предложил рассматривать жизненный путь не в качестве ряда событий, а как целое.
События он определил как узловые моменты, поворотные этапы в жизни индивида.
Критические ситуации определяют «жизненный вариант» человека.
С точки зрения К.А.
Абульхановой, предложенная Рубинштейном концепция субъекта жизни позволила рассматривать жизненный путь в процессе активного отношения человека к нему.
Процесс существования личности на определенном этапе ее развития перестает быть случайной чередой событий.
Отсюда возникает продуктивная для нашего исследования идея К.А.

Абульхановой о том, что жизненный путь личности подлежит не только возрастной, но и личностной периодизации, т.к., начиная с юности, они перестают совпадать друг с другом: разные люди проходят этапы л и ч н о с т н о г о р а з в и т и я в р а з н о м во зр а с т е .
52

[стр.,53]

А.А.
Кропик признает, что в исследовании жизненного пута существуют три аспекта: объективный, субъективный, субъектный.
Первый (объективный) ориентирован на прогноз будущих событий жизни, исходя из типичного «жизненного расписания» представителей социальной группы, к которой личность принадлежит.
Второй (субъективный) касается прогноза жизненного пути на основе анализа его картины в самосознании личности и механизмов долговременной саморегуляции.
Третий аспект (субъектный) связан с прогнозом изменений в самой индивидуальной картине жизни, исходя из внутренних закономерностей ее динамики под влиянием социальных, природных, личностных факторов (206].
Для социолога наибольший интерес представляет первый аспект, для психолога и педагога второй и третий, в центре внимания которых находятся собственно психологические регуляторы жизненного пути.
По мнению А.А.
Кроника, устойчивость и динамика картины жизненного пути определяют долговременную регуляцию будущего: без субъективного прошлого нет субъективного будущего и объективного настоящего.
По определению И.С.
Якиманской, субъектный опыт личности опыт пережитого и переживаемого поведения, в котором сам человек может дать себе отчет о своих возможностях, в котором он хотя бы приблизительно знает правила организации собственных действий и собственного отношения, в котором зафиксированы значимые для него ценности, существует некоторая иерархия предпочтений [409, с.
86].
Несколько модернизируя (в контексте задач нашего исследования) структуру субъектного опыта
личноста, предложенную А.К.
Осницким [279], в его составе можно выделить следующие компоненты:ценностный опыт (связан с формированием интересов, нравственных норм и предпочтений, идеалов, убеждений; ориентирует усилия человека); • опыт привычной активизации (характеризует уровень развития аутопсихологических способностей, оперативную адаптивность к нестабильным условиям, подготовленность к осуществлению определенных 53

[стр.,54]

усилий для достижения предполагаемого уровня притязаний; ориентирует личность в собственных потенциалах, многоаспектных резервных возможностях, помогает адаптироваться к решению новых задач жизнедеятельности);операциональный опыт (навыки саморегуляции, интеллекгуалыгые, общетрудовые знания, умения, навыки; интегрирует индивидуальносвоеобразные средства преобразования индивидом ситуации и себя; опыт сотрудничества, взаимодействия с другими участниками совместной деятельности); • опыт рефлексии (накапливаемый соотнесением знаний о себе и своих возможностях, предполагаемых самопреобразованиях и возможных изменениях в реальности с требованиями деятельности и решаемыми при этом задачами; помогает согласовать ценностные установки и личностные ориентиры с другими компонентами опыта).
Рассмотрим специфику компонентов опыта в контексте исследуемого феномена ПСВ.
Ценностный опыт как компонент субъективного опыта ПСВ проходит непростой путь становления в контексте общего процесса личностнопрофессионального саморазвития.
Он связан со становлением мотивов профессионального поведения, с развитием профессионально-педагогического интеллекта, с выстраиванием системы профессиональных идеалов, убеждений, укреплением и обогащением комплекса внутренних регуляторов личности.
Ценностный опыт ПСВ (каким бы маленьким он ни был к моменту начала профессиональной подготовки, а ряд ученых считает, что зачатки ПСВ формируются в школьные годы) может быгъ развит только в процессе практического самопреобразования в ходе разнообразной специальным образом организуемой учебно-профессиональной, воспитательной, социально значимой деятельности человека.
Лишь тогда систематическая работа по ПСВ войдет в структуру ценностей специалиста, обретет личностный смысл.
Опыт привычной активизации как компонент субъектного опыта в деле профессионального самовоспитания личности складывается постепенно в 54

[Back]