Проверяемый текст
Коломенцев, Денис Витальевич; Тюремная система России в 50-80-е годы XIX века и ее реформирование (Диссертация 2004)
[стр. 103]

103 материалы, Император своим указом от 27 октября 1871 года, постановил рассмотреть данный вопрос на особом совещании в присутствие генерал адьютанта графа П.Л.
Шувалова, министров внутренних дел и юстиции и
главноуправляющего 2-м отделением С.Е.И.В.
канцелярии.
Решением совещания, стало поручение министру юстиции, подготовить служебную записку о внесении изменений и дополнений в постановления Устава о содержащихся под стражей 1857 года, касающихся дисциплинарных взысканий и порядка их наложения на арестантов с приложениями и выработкой проекта временных правил по этому предмету, способствующих пресечению беспорядков в тюрьмах и наведению надлежащей дисциплины.229 Все
это повлекло за собой изменение значения тюремного заключения, которое перестало служить исключительно целям подследственного содержания.
Возникла необходимость установить иной порядок содержания в тюрьмах, придать ему карательный характер.
Происходящее вновь доказало, что на повестку дня встал вопрос о тюремной реформе.
До принятия средств к наведению в местах заключения порядка и изменения в этом отношении существующих законов, необходимо было сначала провести детальное обследование тюрем и вскрыть истинные причины происходящих волнений и отсутствия в них надлежащей дисциплины.
В связи с этим уже на первом заседании министр юстиции определил первостепенную задачу в этом направлении выяснить степень удовлетворенности теми средствами, какими ныне располагают, на основании закона, тюремные места для осуществления возложенной на них
210 задачи перевоспитания заключенных.
Следует отметить, что значение тюремного заключения, как одного из видов наказания, установленных карательной политикой, должно было
228 Там же.
Л.
Ю об.
229Т ам ж е.
J l .
l l .
230 ГЛРФ .
Ф.
122.
Он.
6.
Д .
37.
JI.
14.
[стр. 99]

99 Ilf.
Реформа тюремной системы России в 70 80-х годах XIX века.
Как было выяснено во второй главе, в местах заключения с конца 60-х годов XIX века, систематически стали происходить случаи неповиновения осужденных законным требованиям администрации.
Практически полностью отсутствовала система губернского и ведомственного контроля, что привело к участившимся случаям массовых беспорядков и неповиновения осужденных в тюрьмах.
Однако стоит отметить, что чиновники министерства внутренних дел и министерства юстиции, а также смотрители тюрем сходились в одном —крайней неточности и необъективности постановлений Устава о содержащихся под стражей, издания 1857 года.
3.1» Тюремная система России накануне реформирования.
Первые данные о массовых беспорядках в тюрьмах империи были доведены до Александра 11 в 1871 году1.
Изучив представленные материалы, Император своим указом от 27 октября 1871 года, постановил рассмотреть данный вопрос на особом совещании в присутствие генерал адьютанта графа П.А.
Шувалова, министров внутренних дел и юстиции и
главноупрвляющего 2-м отделением С.Е.И.В.
канцелярии2.
Решением совещания, стало поручение министру юстиции, подготовить служебную записку о внесении изменений и дополнений в постановления Устава о содержащихся под стражей 1857 года, касающихся дисциплинарных взысканий и порядка их наложения на арестантов с приложениями и выработкой проекта временных правил по этому предмету, способствующих пресечению беспорядков в тюрьмах и наведению надлежащей ДИ СЦИ П ЛИ НЫ *.

1ГАРФ.
Ф.
122.
От.
6.
Д.
37.
Л.10 об.
3Там же.
Л.10 об.
3Там же.
JI.11.


[стр.,100]

10G Д о принятия средств к наведению в местах заключения порядка и изменения в этом отнош ении сущ ествую щ их законов, необходим о было сначала провести детальное обследование тюрем и вскрыть истинные причины происходящ их волнений и отсутствия в них надлежащей дисциплины.
В связи с этим, уж е на первом заседании министр юстиции определил первостепенную задачу в этом направлении — выяснить степень удовлетворенности теми средствами, какими ныне располагают, на основании закона, тюремные места для осущ ествления возложенной на них
задачи4.
С ледует отметить, что значение тюремного заключения, как одного из видов наказания, установленных карательной политикой, долж но бы ло
носить исправительный характер.
Являясь возмездием за содеянное, в смы сле лишения свободы , тюрьма, бесспорно, долж на была главным образом стремиться к искоренению в заключенных порочных наклонностей и к развитию в них тех д о б рых гражданских качеств, способны х оградить общ ество в будущ ем от дальнейш его проявления в них негативных наклонностей.
Такой взгляд на значение тюремного заключения вполне соответствовал действую щ ему законодательству.
В п.2 от.1 Устава о содержащ ихся под страж ей указывалось: «...содерж ание под стражей употребляется как мера исправления и наказания».
В ст.
30, 53 и 61 того ж е устава было написано, что главным предметом занятий и основным правилом попечительного о тюрьмах о б щества, а также Комитетов и отделений долж но быть исправление нравственности заключенных.
Этот ж е принцип, неоднократно повторяющийся в уставе, внушался и.каж дому из смотрителей в местах заключения в отдельности (ст.
508; инструкция 1045 смотрителя тюремного замка; ст.
206 устава о содерж ащихся под стражей).
Одним из основных способов нравственного исправления арестантов, предписанных статьей 54 устава о содержащ ихся под стражей, являлось правильное размещение заключенных, соблю дение ими правил христианского бла4ГАРФ.
Ф.
122.
Он.
6.
Д.
37.
Л.
14.


[стр.,107]

107 За ослушание арестантов первого разряда меры усиления и наказания виновных могли быть усилены «по общему положению попечителей и начальства исправительного отделения по утверждению губернатора»: 1) разрешением телесных наказаний до ста ударов розгами (статья 1074); 2) заковыванием на время, по усмотрению начальства, в кандалы (статьи 1073, 1074, 1075); 3) за всякое наказание усиленными мерами более одного раза, заключенные, первого разряда, оставлялись в отделениях сверх, установленного срока по приговору, еще на шесть месяцев (статья 1076).
Приведенный обзор дисциплинарных взысканий нашел свое отражение при составлении служебной записки министром юстиции «О внесении изменений и дополнений в постановления Устава о содержащихся под стражей 1857 года, касающихся дисциплинарных взысканий и порядка их наложения на арестантов, с приложениями, и выработкой проекта временных правил по этому предмету, способствующих пресечению беспорядков в тюрьмах и наведению надлежащей дисциплины».
В
частности он писал: «Обращаясь к дисциплинарным взысканиям, первостепенно следует заметить, что в установлении для каждоit) м ест заключения особых мер к поддержанию тюремною порядка не.
представляется решительно никакой надобности.
Данные меры распределены между* различными местами заключения без всякой системы и практически не контролируются.
Поэтому правильнее было бы установить для всех тюремных мест одинаковые дисциплинарные наказания, которые должны заключаться как в физических лишениях, так и в нравственных стеснениях, а также в отношении тех льгот, которые предоставляются арестантам за хорошее поведение»'4.
Результатом изучения и анализа, существовавших к 1871 году мест заключения на всей территории России, и применяемых в них мерах дисциплинарных воздействий на заключенных с целью поддержания на должном уровне м ГЛРФ.
Ф.122.
Оп.
6, Д.
37.
Л.
25 об.

[Back]