Проверяемый текст
Коломенцев, Денис Витальевич; Тюремная система России в 50-80-е годы XIX века и ее реформирование (Диссертация 2004)
[стр. 105]

105 заключения арестанты вместо исправления подвергались окончательной порче.
Опыт показывал, что по истечению срока наказания, заключенные возвращались в общество гораздо более опасными и искусными преступниками, нежели они были до поступления в
тюрьму.232 Приведенные факты, как нельзя ясно, доказывают неудовлетворительное состояние тюрем империи именно со стороны их влияния на нравственность заключенных.
В связи с этим, связывать причину происходящего только с несовершенством действующего законодательства в области внутреннего благоустройства тюрем и соблюдения арестантами правил внешнего благочиния, было бы ошибочно.
Вместе с тем строгая дисциплина должна была составлять одно из главных условий каждой хорошо организованной тюрьмы и способствовать развитию у заключенных привычек к неукоснительному соблюдению порядка и исправления.
Однако, приведенные факты, свидетельствуют о совершенной несостоятельности не только тюремной дисциплины, но и самой системы устройства мест заключения.
Данный вывод подтверждается и тем, что при исследовании причин отсутствия надлежащей дисциплины и многочисленных беспорядков внутри самих тюрем, в министерстве юстиции считали источником этого обстоятельства не только незначительность дисциплинарной власти смотрителя
над арестантами и недостаточность строгости карательных мер за проступки, а недооценку ситуации в целом, на протяжении последних десятилетий.
В связи с этим на повестку дня встал вопрос об изыскании наиболее быстрого и качественного варианта разрешения указанной проблемы.
В соображениях по пересмотру в полном объеме устава о содержащихся под стражей 1857 г., министр юстиции писал: «Необходимость в применении к арестанту установленного взыскания представляется всегда уже после
232 Там же.
JI.
14 об.
[стр. 101]

101 гочестия, занятие арестантов работами,, снабж ение мест заключения книгами святого писания и духовно нравственного содержания, а также наказания буй ствующ их и непокорных5.
Однако массовые беспорядки в местах заключений и случаи посягательств на жизнь тюремных служителей заставили правительство понимать, что утвержденная.законом цель учреждения исправительных.заведений не только не достигалась, а наоборот, многие из них служили школами разврата и всевозможных пороков и преступлений.
Содержащ иеся в местах заключения арестанты вместо исправления подвергались окончательной порче.
Опыт показывал, что по истечению срока наказания, заключенные возвращались в общ ество гораздо более опасными и искусными преступниками, нежели они были до п оступления в
тюрьму6.
Приведенные факты, как нельзя ясно, доказывают неудовлетворительное состояние тюрем империи именно со стороны их влияния ,на нравственность заключенных.
В связи с этим, связывать причину происходящ его только с несоверш енством действующ его законодательства в области внутреннего благоустройства тюрем и соблюдения арестантами правил внеш него благочиния, было бы ош ибочно.
Вместе с тем строгая дисциплина долж на была составлять одно из главных условий каждой хорош о организованной тюрьмы и способствовать развитию у заключенных привычек к неукоснительному соблю дению порядка и исправления.
Однако, приведенные факты, свидетельствуют о соверш енной несостоятельности не только тюремной дисциплины, но и самой системы :устройства мест заключения.
Данный вывод подтверждается и тем, что при исследовании причин отсутствия надлежащей дисциплины и многочисленных беспорядков внутри самих тюрем, в министерстве юстиции считали источником этого о б стоятельства не только незначительность дисциплинарной власти смотрителя
5ГАРФ.
Ф.122; Оп.
6.
Д.
37.
Л.
14.
6 Там же.
Л.
14 об.


[стр.,102]

102 над арестантами и недостаточность строгости карательных мер за проступки, а недооценку ситуации в целом, на протяжении последних десятилетий.
В связи с этим на повестку дня встал вопрос об изыскании наиболее быстрого и качественного вариант разрешения указанной проблемы.
В соображениях по пересмотру в полном объеме устава о содержащихся под стражей 1857 г., министр юстиции писал; «Необходимость в применении к арестанту установленного взыскания представляется всегда.уже после
совершения им проступка, вследствие чего взыскание носит исключительно меры репрессивного, карательного, но не предупредительного характера»7.
Между тем противозаконные проступки арестантов являлись преимущественно результатом надломленности воли по средствам нечеловеческих условий содержания.
Предупреждение же повторных проступков заключенных и отвлечение их от противоправных действий.па данном этапе развития тюремной системы, возможно, было только путем воздействия на их нравственную сторону методом развития и утверждения в них чувства чести и осознания ipaжданского долга.
Успех достижения данной цели напрямую зависел от степени соответствия условий содержания заключенных в тюрьмах и естественно от характера действий тюремного начальства в этом направлении.
Сохранение порядка в тюрьмах силой карательных мер составляло только второстепенную обязанность тюремного начальства, главный же предмет его деятельности заключался, как это и признавал сам закон, в попечении об исправлении нравственности арестантов, с улучшением которой неизбежно сопряжено и улучшение их поведения, соответственно, и возможность не прибегать к наказаниям8.
Следовательно, едва ли можно отрицать, что одни меры взысканий, как бы строги они не были, могли лишь на весьма короткое время поддержать тюремный порядок, но ни как не упрочить его в целом.
Изменения же сущест7ГЛРФ.
Ф.
122.
Оп.
6.
Д.
37.
Л.
15.
*Там же.
Л.
15-15 обор.

[Back]