Проверяемый текст
Иванников, Валерий Александрович; Исторический опыт реформирования тюремной системы Российской империи (1879 - 1917 гг.) (Диссертация 2006)
[стр. 184]

184 Соответствующие циркуляры властей были направлены на то, чтобы снизить заболеваемость и смертность в пенитенциарной системе.
В 1882 году вышел циркуляр об устройстве и содержании в чистоте отхожих мест, в 1883 году о правильном мытье полов в тюрьмах, в 1884 году о дезинфекциях при эпидемиях.372 Выделяя основные направления совершенствования тюремных учреждений, следует признать, что весьма скромное место здесь заняла так называемая культурно-просветительная деятельность в тюрьмах.
Отчеты Главного тюремного управления за первую четверть века существования этого управления дают о ней скудные сведения.
При этом они показывают, что Главное тюремное управление понимало под просветительной деятельностью в первую очередь требование исполнения обрядов по правилам господствовавшей православной
3 7 3 церкви.
В архивных делах Главного тюремного управления имеется немало примеров того, что именно так понималась просветительная работа.
С одной стороны, правительство простирало свои «заботы» на обслуживание только православных, в том же самом духе, как это совершалось и во всей империи: дело не шло дальше совершения религиозных обрядов в установленные дни.
С другой стороны, заботы правительства о религиозно нравственном воспитании давали возможность различным администраторам показать свое рвение и понимание того, чего желает от
пего правительство.
Примером сведения всего дела «перевоспитания» к исключительно внешней, обрядовой стороне служат ответы, полученные Главным тюремным
372 С борник узаконений и распоряж ений по тю рем ной части.
С правочная книга для тю рем ны х инспекторов, тю рем ны х ком итетов и их отделений.
Н ачальников тю рем, зем ских управ, попечителей зем ских арестны х дом ов и других долж ностны х лиц губернских, уездны х и непосредственны х управлений м естам и заклю чений /Сост.
тю рем ны й инспектор Т.М Л опато.
П ермь: Т и п о -л т .
губ.праиЛ..
1903.
С.
15.
33.
373 Г ернст М .Н .
У каз.
соч.
Т .З.
С .382.
[стр. 135]

содержания заключенные отвечали побегами, голодовками, волнениями (Карийская трагедия 1889 г.).
Выделяя основные направления совершенствования тюремных учреждений, следует признать, что весьма скромное место здесь заняла так называемая культурно-просветительная деятельность в тюрьмах.
Отчеты Главного тюремного управления за первую четверть века существования этого управления дают о ней скудные сведения.
При этом они показывают, что Главное тюремное управление понимало под просветительной деятельностью в первую очередь требование исполнения обрядов по правилам господствовавшей православной
285 церкви.
В архивных делах Главного тюремного управления имеется немало примеров того, что именно так понималась просветительная работа.
С одной стороны, правительство простирало свои «заботы» на обслуживание только православных, в том же самом духе, как это совершалось и во всей империи: дело не шло дальше совершения религиозных обрядов в установленные дни.
С другой стороны, заботы правительства о религиозно нравственном воспитании давали возможность различным администраторам показать свое рвение и понимание того, чего желает от
него правительство.
Примером сведения всего дела «перевоспитания» к исключительно внешней, обрядовой стороне служат ответы, полученные Главным тюремным
управлением на его циркуляр, разосланный 14 октября 1884 г.
по 97 губерниям и областям.280 Более значимый интерес представляют ежегодные отчеты губернаторов в части касающейся нравственного воспитания арестантов на местах.
Так, Воронежский вице-губернатор к отчету за 1884 год приложил конспекты лекций на политические темы для заключенных в 135 Гсрнет М.Н.
Указ.
соч.
Т.З.
С.382.
2И6ГАРФ.
Ф.122.
Оп.
1.
Д.
1137.
Л.
29.

[Back]