Проверяемый текст
Коломенцев, Денис Витальевич; Тюремная система России в 50-80-е годы XIX века и ее реформирование (Диссертация 2004)
[стр. 56]

56 находила себе оправдание в преобладании над тюрьмою других видов наказания, то после издания Уложения 1845 года нельзя найти никакого оправдания.
Объяснение же этому явлению лежит в господстве безграничного произвола во всех областях российской государственной жизни того периода; все глубже и все шире проникал этот произвол внутрь тюремных стен, за которыми находились главным образом представители эксплуатируемого большинства крестьянской массы.

Наряду с совершенствованием законодательной базы пенитенциарной политики, важным направлением деятельности правительства с начала 1860-х годов стало проведение регулярных обследований тюрем.
Как уже отмечалось, оно выявляло в целом безрадостную картину.
Состояние тюрем в первую очередь определялось тем, что правительство практически не выделяло средств на их ремонт и строительство.
В данной связи, для удовлетворения нужд тюремного строительства существовал особый сбор, но лишь с непривилегированных сословий, а именно с «податных душ» и купеческих капиталов.117 Впервые такой налог был введен в виде опыта в 1834 году во Владимирской губернии, а в период 1842-1849 гг.
— распространился и на остальные части империи.
Однако собиравшихся средств для существенного улучшения ситуации было совершенно недостаточно.
Состояние тюрем на всем пространстве России впервые было обследовано в конце 50-х начале 60-х годов XIX века.
Вскоре после этого в 1865 году был опубликован отчет с результатами этого обследования под заглавием «М атериалы по вопросу о преобразовании тюремной части в России».
Это был единственный случай, когда русской общественности дали возможность узнать, что представляли собой места лишения свободы
и 1171>ГИА.
Ф .
1405.
1867.
Оп.
2.
Д.
3302.
J1.
21.
[стр. 77]

77 и могли это делать лишь через вице-президента общества.
В качестве общ его вывода из рассмотрения Устава о содерж ащ ихся п од стражею издания 1857 года приходится отметить крайнюю скудость и бедчость законодательной мысли.
Если до издания Уложения, о наказаниях 1845 года такая бедность д о некоторой степени находила себе оправдание в преобладании над тюрьмою других видов наказания, то после издания Уложении 1845 года нельзя найти никакого оправдания.
Объяснение же этому явлению лежит в господстве безграничного произвола во всех областях российской государственной жизни того периода; все глубже и все шире, проникал этот произвол внутрь тюремных стен, за которыми находились главным образом представители эксплуатируемого большинства крестьянской массы.

За период с 1858 года по 1870 год так называемых «П родолж ений» к Уставу о содержащихся под стражею было издано немало, но они за самыми ничтожными исключениями не вносили никаких сколько-нибудь сущ ественных изменений в основное содержание тюремного Устава.
Например, в 1858 году было издано два «Продолжения», из которых первое охватило время с издания названного Устава (1857 г.) до 12 мая 1858 г., второе с 13 мая д о 31 декабря 1858 г.
За весь год было дополнено 16 статей Устава, отменено 9 статей и переиздана 1 статья.
За 1859 и 1860 гг.
появилось по четыре «Продолжения», по одном у за каждый квартал года.
За эти два года количество дополненны х и измененны х статей было велико, но все эти изменения и дополнения относились почти исключительно к отдельным местностям или даж е к отдельным тюрьмам и были лишены принципиального значения.
Более существенные изменения вошли в «П родолж ение» X IV тома Свода законов издания 1868 года за период с 1 января 1864 г.
по 31 декабря 1867 г.
За это время были изданы так называемые судебны е уставы 20 ноября 1864 г., в том числе Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
Другим существенным нововведением было издание «Временных правил

[стр.,79]

79 посещать, тюрьмы в определенный день недели.
Фактически ни посещений, ни контроля не было.
Характер отношений между прокуратурой и руководителями местной административной власти отнимал у прокуроров всякую охоту проверки положения арестантов в тюрьме.
Соответственно реального положения дел в тюрьмах власть не знала и особого желания вникать, в столь трудное начинание не проявляла.
2 3 .
Состояние тюрем в конце 50-х и начале 60-х годов XIX века.
Состояние тюрем на всем пространстве России впервые было обследовано в конце 50-х начале 60-х годов XIX века.
Вскоре после этого в 1865 году был опубликован отчет с результатами этого обследования под заглавием «Материалы по вопросу о преобразовании тюремной части в России».
Это был единственный случай, когда русской общественности дали возможность узнать, что представляли собой места лишения свободы
в России.
Значение отчета для изучения истории тюрем в России очень велико, т.к.
в нем были собраны сведения о количестве тюремных помещений, числе общих и одиночных камер, количестве арестантов в них, о помещении тюрем в собственных зданиях и в частных домах, о состоянии этих зданий и пр.
Общая характеристика положения мест лишения свободы в каждой губернии сопровождалась описанием состояния отдельных тюрем.
Однако при изучении материалов отчета были выявлены определенные трудности в исследованиях.
Описание тюрем даны по каждой губернии в отдельности, в виде обширного текста разнообразного содержания, без определенной структу ры изложения, а общие итоги обследования по России не приводятся.
Они подведены лишь в отношении числа тюрем, их вместимости, переполнения, состава заключенных, состояния работ в тюрьмах и материальных средств тюрем.
При оценке качества этих материалов о состоянии тюрем не надо упускать из виду, что они собирались официальными губернскими органами, ответственными за состояние тюрем.
Нетрудно

[стр.,93]

93 дел, поручив министрам юстиции и внутренних дел немедленно выяснить возможность увеличения тюрем и их улучшения.
«Записка о преобразовании тюремной части в России» заключала в себе пять отделов: 1) очерк действующих законов, 2) обзор мер правительства об улучшении тюрем, 3) положение тюрем теперь, 4) предложение с мест об улучшении тюрем, 5) министерство внутренних дел об устройстве тюрем.
Записка определяла постоянное число арестантов цифрою 45 тыс.
человек, а расход на них суммой свыше 2 млн..
руб.
в год.
Для удовлетворения нужд тюремного строительства существовал особый сбор, но лишь с непривилегированных сословий, а именно с «податных душ» и купеческих
капиталов43.
Впервые такой налог был введен в виде опыта в 1834 году во Владимирской губернии, а в период 1842-1849
гт.
— распространен и на остальные части империи.
Проект положения об исправительных тюрьмах был составлен лишь в 1869 году.
Он содержит в себе 4 раздела с 81 статьей: 1) общие начала, 2) управление исправительными тюрьмами, 3) содержание тюрем, и.
4) порядок содержания арестантов в исправительных тюрьмах.
Проект этот, как и его предшественники, не был реальным.
Если он и отказался от фантастического предложения Николая Г покрыть Россию 75 одиночными тюрьмами, то проектировал размещать арестантов на ночь в особых камерах ночного разъединения44.
Эго также было совершенно не по силам Iюсударственной казне.
Как и прежние проекты тюремной реформы, он наделял смотрителя тюрьмы обширной дисциплинарной властью.
Смотритель мо)' заключать виновного в карцер шириною в один аршин и длиною в три аршина.
Это был бы настоящий ф об.
Смотритель мог применять розги до 20 ударов, надевать кандалы и т.д.
Определяя власть смотрителя, составители проекта в особой 43 РГИЛ.
Фонд министерства юстиции.
1867.
Оп.
2.
Д.
3302.
J1.21.
44 РГИА.
Ф.16.
Оп.
2.
Д.
3302.
Л.
44.

[Back]