к I 103 Первый блок имел целью выявление динамики суждений студентов по вопросам коммуникативной культуры, ее уровня и значения разных ее компонентов в собственной жизнедеятельности, что позволяло оценить мировоззренческие установки студентов, выявить динамику культурнокоммуникативной направленности личности испытуемых. Второй блок представлял собой адаптированный к цели и содержанию настоящего исследования комплект известных тестовых методик, направленных как на выявление общего уровня культурной компетентности, так и на оценку степени сформированное™ конкретных культурных навыков в области общения. Перечень публикаций, содержащих описание данных методик, представлен в Приложении. При разработке первого блока оценочных процедур мы исходили из того, что о развитии культурной направленности личности можно судить на основании того, как студенты оценивают роль и место общей культуры в собственной жизнедеятельности и в социальном взаимодействии и как меняется их оценка до и после участия в занятиях теоретического и практического характера. При выполнении оценки динамики культурно-коммуникативной компетентности студентов мы принимали во внимание определение оценочной деятельности, данное В.М.Соколовым [92], который рассматривает ее как операцию сравнения некоего наблюдаемого, реально существующего материального или материализованного объекта (явления, процесса) с материальным, материализованным или идеальным (существующим в умственном плане в виде образа) образцом эталоном. Руководствуясь данным определением мы считаем, что до знакомства студентов с предложенным содержанием, в их сознании уже существует собственный образ-представление культурного человека, своеобразный эталон того, что представляет собой культурно-коммуникативная компетентность личности и какова совокупность умений, которая такого человека отличает как культурную личность. Следовательно, в сознании |
выступила в предпринятом нами исследовании основным механизмом определения состояния педагогического объекта на этапах мониторинга. В настоящем исследовании педагогический мониторинг рассматривался как система непрерывного наблюдения за происходящими изменениями состояния общей культуры студентов, произошедшими за определенный промежуток времени и прогнозирования его изменений на основе выявленных факторов, положительно или отрицательно влияющих на эти изменения. Диагностический инструментарий включал также разработанные в процессе исследования критериально-оценочные процедуры, позволяющие определить влияние системы внеаудиторной работы на формирование общей культурной компетентности студентов и представленные в виде двух взаимосвязанных блоков. Первый блок имел целью выявление динамики суждений студентов по вопросам общей культуры, ее уровня и значения разных ее компонентов в собственной жизнедеятельности, что позволяло оценить мировоззренческие установки студентов, выявить динамику культурной направленности личности испытуемых. Второй блок представлял собой адаптированный к цели и содержанию настоящего исследования комплект известных тестовых методик, направленных как на выявление общего уровня культурной компетентности, так и на оценку степени сформированности конкретных культурных навыков в области общения. Перечень публикаций, содержащих описание данных методик, представлен в Приложении. При разработке первого блока оценочных процедур мы исходили из того, что о развитии культурной направленности личности можно судить на основании того, как студенты оценивают роль и место общей культуры в собственной жизнедеятельности и в социальном взаимодействии и как меняется их оценка до и после участия в занятиях теоретического и практического характера. 116 При выполнении оценки динамики культурной компетентности студентов мы принимали во внимание определение оценочной деятельности, данное В.М. Соколовым [148], который рассматривает ее как операцию сравнения некоего наблюдаемого, реально существующего материального или материализованного объекта (явления, процесса) с материальным, материализованным или идеальным (существующим в умственном плане в виде образа) образцом-эталоном. Руководствуясь данным определением мы считаем, что до знакомства студентов с предложенным содержанием, в их сознании уже существует собственный образ-представление культурного человека, своеобразный эталон того, что представляет собой культурная компетентность личности и какова совокупность умений, которая такого человека отличает как культурную личность. Следовательно, в сознании студента изначально имеют место некие критерии, позволяющие ему судить о наличии или отсутствии культурной компетентности личности. Предлагая специально разработанное содержание лектория «Культура и Я», развивающих семинаров и тренингов, дискуссионных клубов, организуя участие в практической творческой деятельности, мы имели возможность воздействовать на существующий в сознании студентов собственный образэталон культурного человека (а значит, и на мировоззренческие установки), расширяя у них круг знаний о культурной компетентности, совершенствуя их умения в области культурного поведения и социального взаимодействия, предлагая им новые критерии оценки признаков, отличающих человека Культуры. При этом возникла возможность зафиксировать совокупность умений, которые определяют существующий в сознании студентов образпредставление, эталон культурно компетентной личности на этапах начальной (констатирующей) и итоговой (контрольной) диагностики, а их сопоставление позволило судить о том, насколько этот образ изменился. Это, в свою оче117 |