контрольном этапе значительно выросла по сравнению с констатирующим. Кроме количественных показателей было зафиксировано изменение самого характера суждений студентов. На констатирующем этапе мы отмечаем значительный субъективизм при оценке необходимости владения культурно-коммуникативной компетентностью: «я имею право думать что хочу»; «если я не хочу общаться с людьми не своего круга, так что теперь?»; «я против того, что в Россию приезжают люди других национальностей и устанавливают свои порядки»; «мне кажется, надо самому формировать свой круг и не заморачиваться на других, кто к нему не относится, тогда не будет никаких конфликтов». После проведения опытной работы мы отмечаем изменения, произошедшие в суждениях студентов в пользу указания на объективную значимость навыков культурной коммуникации для приобретения человеком мобильности, хорошей ориентации в проблемах межкультурных отношений, привлекательности для других собственной личности и т.п.: «я понимаю, что для меня самой лучше, если коммуникативная ситуация не выйдет из-под контроля»; «не зря люди давно говорят, что добро порождает добро, а зло —зло, если бы все были терпимее друг к другу, то в мире бы стало комфортнее жить» »; «люди с симпатией принимают того, кто на них не давит»; «я не знаю, может ли быть для меня чужая культура действительно ценной, но то, что нельзя от нее загораживаться и отрицать, что она есть, это точно» и др. Обсуждая со студентами данное задание, мы отметили, что они стали более обоснованными, имеет место стремление объяснить свою позицию; соотнести с собственным опытом, прогнозируя собственные возможности в развитии себя как культурной личности (например, «для меня важно понять, что из себя представляет человек, ведь в любой культуре есть хорошие и плохие люди»; «не каждый образованный человек приятен в общении, я знаю таких, с которыми не хотел бы иметь дело» и т.п.). Итоговый опрос показал значительно большую грамотность и умелое использование 114 |
другими людьми и т. п.). Полученные данные отражены в табл. 5 (округлено до целых чисел). Таблица 5 Изменения в доле студентов, определивших общую культурную компетентность как необходимую для полноценного социального взаимодействия (100% 684 чел.) 128 Обобщенные показатели общей культуры Данные констатирующего опроса в % Данные контрольного опроса в% Эмоционально-психологическая культура 15 82 Культура речи и мышления 24 85 Физическая культура и культура здоровья 12 78 Коммуникативная культура и культура общения 34 88 Культура самореализации в творческой деятельности 17 78 Результаты опроса о безусловной необходимости общей культуры для полноценного социального взаимодействия показал, что доля студентов, согласных с данным утверждением, на контрольном этапе значительно выросла по сравнению с констатирующим. Кроме количественных показателей было зафиксировано изменение самого характера суждений студентов. На констатирующем этапе мы отмечаем значительный субъективизм при оценке необходимости общей культуры («кому какое дело, занимаюсь я физкультурой или нет»; «всегда сдерживаться не получается»; «на каком-то среднем уровне практически все люди культурные, а я не хуже других»; «люди взаимодействуют, если есть что-то общее»; «в вузе меня научат профессии, а культура мое личное дело» и пр.). После проведения опытной работы мы отмечаем изменения, произошедшие в суждениях студентов в пользу указания на объективную значимость общей культуры для приобретения человеком мобильности, хорошей ориентации в межличностных отношениях, привлекательности для других собственной личности и т. п. («музыка много дает человеку, он становится более внимательным к людям, более тонким в понимании их чувств»; «для каждого важно признание, если человек его не получает, то ему плохо, появляются комплексы и зависть к успеху других людей»; «культурный человек хозяин своей судьбы, он всегда найдет себе применение»; «приятно общаться с деликатным человеком, который внимательно относится к твоим чувствам, только плохо, что скромных, деликатных людей часто используют» и др.). Обсуждая со студентами данное задание, мы отметили, что ответы стали более обоснованными, имеет место стремление объяснить свою позицию; соотнести с собственным опытом, прогнозируя собственные возможности в развитии себя как культурной личности (например, «для меня важно учиться петь, тогда я буду сам себя уважать» и т. п.). Итоговый опрос показал значительно большую грамотность и умелое использование терминологии, предложенной в процессе занятий; достаточно благополучное усвоение понятий и реалий, связанных с понятием «общая культура». Суждения студентов свидетельствуют не только о внешнем изменении полноты и распространенности высказываний, но и об определенном изменении степени и глубины осмысления феномена и понятия «общая культура», поскольку свободно оперировать терминами и понятиями, описывающими те или иные реалии действительности можно лишь в том случае, если представления о них не поверхностны, а в достаточной степени глубоки и всесторонни. Изменилось отношение студентов к собственному культурному статусу. Если на этапе констатации на вопрос «Считаете ли Вы себя культурным человеком?» абсолютное большинство отвечало утвердительно, то на контрольном этапе студенты выбирали ответ «Хочу пояснить», где просматри129 |