терминологии, предложенной в процессе занятий; достаточно благополучное усвоение понятий и реалий, связанных с понятием «культурная (межкультурная) коммуникация». Суждения студентов свидетельствуют не только о внешнем изменении полноты и распространенности высказываний, но и об определенном изменении степени и глубины осмысления феномена и понятия «культурная (межкультурная) коммуникация», достаточно высоком уровне концептуализации их, поскольку свободно оперировать терминами и понятиями, описывающими те или иные реалии действительности можно лишь в том случае, если представления о них не поверхностны, а в достаточной степени глубоки и всесторонни. Изменилось отношение студентов к собственному культурному статусу. Если на этапе констатации на вопрос «Считаете ли Вы себя культурным человеком? Человеком, готовым к культурной и межкультурной коммуникации?» абсолютное большинство отвечало утвердительно, то на контрольном этапе студенты выбирали ответ «Хочу пояснить», где просматривается аналитический подход к культурному «самостроительству» («Я считаю себя способным к межкультурной коммуникации, но, наверное, в определенных ситуациях...»; «Мне кажется, что достичь абсолютной готовности к межкультурной коммуникации невозможно, ведь в мире все постоянно меняется, нельзя же жить только на традициях»; «Мне бы хотелось сказать, что я готова к межкультурной коммуникации, но я еще чувствую себя неуверенно, когда общаюсь с незнакомым человеком, особеннос представителем другой страны» и проч.). Количественные данные представлены в таблице 5. В целом, обобщая все сказанное выше, можно сделать вывод, что проведенная со студентами работа оказала определенное положительное влияние на представления студентов о сущности и основных показателях общей культуры личности, расширила и углубила их представления об общей культурной компетентности человека. 115 |
изменения, произошедшие в суждениях студентов в пользу указания на объективную значимость общей культуры для приобретения человеком мобильности, хорошей ориентации в межличностных отношениях, привлекательности для других собственной личности и т. п. («музыка много дает человеку, он становится более внимательным к людям, более тонким в понимании их чувств»; «для каждого важно признание, если человек его не получает, то ему плохо, появляются комплексы и зависть к успеху других людей»; «культурный человек хозяин своей судьбы, он всегда найдет себе применение»; «приятно общаться с деликатным человеком, который внимательно относится к твоим чувствам, только плохо, что скромных, деликатных людей часто используют» и др.). Обсуждая со студентами данное задание, мы отметили, что ответы стали более обоснованными, имеет место стремление объяснить свою позицию; соотнести с собственным опытом, прогнозируя собственные возможности в развитии себя как культурной личности (например, «для меня важно учиться петь, тогда я буду сам себя уважать» и т. п.). Итоговый опрос показал значительно большую грамотность и умелое использование терминологии, предложенной в процессе занятий; достаточно благополучное усвоение понятий и реалий, связанных с понятием «общая культура». Суждения студентов свидетельствуют не только о внешнем изменении полноты и распространенности высказываний, но и об определенном изменении степени и глубины осмысления феномена и понятия «общая культура», поскольку свободно оперировать терминами и понятиями, описывающими те или иные реалии действительности можно лишь в том случае, если представления о них не поверхностны, а в достаточной степени глубоки и всесторонни. Изменилось отношение студентов к собственному культурному статусу. Если на этапе констатации на вопрос «Считаете ли Вы себя культурным человеком?» абсолютное большинство отвечало утвердительно, то на контрольном этапе студенты выбирали ответ «Хочу пояснить», где просматри129 вается аналитический подход к культурному «самостроительству» («Я считаю себя культурным человеком, но не могу сказать, что достиг всего...»; «На каком-то уровне я имею общую культуру, но впереди еще много работы, можно достичь большего»; «Культурным быть приятно, совсем по-другому к тебе относятся друзья, хотя не всегда понимают. Стоит над этим подумать» и пр.). Количественные данные представлены в табл. 6. Таблица 6 Результаты рефлексивного опроса студентов в % (100% 684 чел.) 130 Считаете ли Вы себя культурным человеком? Данные констатирующего опроса в % Данные контрольного опроса в % 1*Да 72 32 2. Нет 5 2 3. Хочу пояснить... 23 66 В целом, обобщая все сказанное выше, можно сделать вывод, что проведенная со студентами работа оказала определенное положительное влияние на представления студентов о сущности и основных показателях общей культуры личности, расширила и углубила их представления об общей культурной компетентности человека. Благодаря проделанной работе произошло переосмысление роли, которую играет общая культура в жизни человека. Если до целенаправленной работы студенты нередко характеризовали общую культуру как «личное дело каждого человека», не увязывали ее с духовнонравственным миром личности, отношением к людям, то после опытной работы представление о внутренней сущности культуры значительно обогатилось и повлияло в целом на образ культурной личности в сознании студен |