стремления, складываются дружеские контакты, образы для подражания, собственные установки и статус. Все это служит основой для выбора той или иной формы организации собственной внеаудиторной культурной деятельности. Количественные данные представлены в таблице 6. Таблица 6 Количество студентов-участников разных организационных форм внеучебной деятельности (259 чел.100%) 117 Организационная форма внеаудиторной деятельности студентов 2004 г. 2008 г. Исследовательская работа в области изучения культурных явлений (этнокультура, художественная культура, устное народное творчество) 5 48 Работа в культурно-образовательных центрах 22 87 Дискуссионный клуб 5 42 Постояннодействующий лекторий 10 90 Литературная гостиная 2 25 Участие в организационной и содержательной деятельности по принятию в вузе представителей иных культур 2 65 Деятельность по культурнокоммуникативному просвещению школьников 8 45 Практические занятия по формированию навыков культуры коммуникативного поведен™ 5 54 При этом заметен существенный рост интереса к участию в деятельности, способствующей самореализации и требующей при этом овладения культурными формами общения, коммуникации, самовыражения, саморазвития. Прирост доли студентов участников указанных форм различен. Объясняя данный факт, мы выделяет как субъективные, так и объективные основания. Такая форма работы, как культурное просвещение школьников в |
тов, что нашло отражение в их суждениях и собственном поведении и деятельности. В процессе исследования осуществлялся мониторинг участия студентов в работе творческих объединений, клубов, культурных центров в вузе. Для сравнения мы взяли год накануне начала опытной работы и год спустя после ее начала. Испытуемые студенты 2 курса обучения, поскольку в этот период они уже адаптировались в вузе, знакомы с его структурой и хорошо осведомлены о наличии организационных форм внеаудиторной деятельности, в которых можно принять участие. Кроме того, мы предполагаем, что в этот период у студентов достаточно явно проявляются потребности в собственном развитии, интересы, творческие стремления, складываются дружеские контакты, образы для подражания, собственные установки и статус. Все это служит основой для выбора той или иной формы организации собственной внеаудиторной культурной деятельности. Количественные данные представлены в табл. 7. Таблица 7 Количество студентов-участников разных организационных форм внеучебной деятельности (320 чел. 100%) 131 Организационная форма внеаудиторной деятельности студентов 2002 г. 2005 г. Народный академический хор студентов 5 48 Культурные центры 22 87 Спортклуб 5 42 Дискуссионный клуб 10 90 Центр планирования карьеры 2 25 Лекторий 2 65 Литературная гостиная 8 45 Танцевальный коллектив 5 54 Мы использовали данные об обращениях студентов в указанные организации. При этом заметен существенный рост интереса к участию в деятельности, способствующей самореализации и требующей при этом овладения культурными формами общения, коммуникации, самовыражения, саморазвития. Прирост доли студентов участников указанных форм различен. Объясняя данный факт, мы выделяет как субъективные, так и объективные основания. Такая форма работы, как Центр планирования карьеры в большей степени интересует студентов выпускного курса, а второкурсникам кажется, что для них там мало интересного. Однако введение в процесс настоящего исследования семинаров по вопросу значения общей культуры для успешной карьеры привлекло внимание студентов и способствовало увеличению доли участников. Работа в Спортклубе требует определенной физической подготовки, однако отступление от профессионализма в пользу культурно развивающей функции в его работе для основной массы студентов позволило усилить интерес к данной организационной форме и значительно расширить возможности для физического развития студентов. «Отпугивала» студентов и профессиональная направленность работы таких творческих объединений, как хор и танцевальный коллектив. В то же время, обеспеченные в процессе опытной работы развивающие занятия со всеми желающими участвовать в ней студентами в рамках данных форм, значительно повысило долю участников. И хотя не все из них обрели способность участвовать в больших конкурсах, но определенное художественное развитие, грамотность в области пения и танца, удовлетворение от осуществления потребности в художественном творчестве они получили, перейдя, таким образом, на некоторую новую ступень общекультурного развития. Второй блок оценочных процедур, в большей степени ориентированный на выявление общей культурной компетентности в процессе общения, 132 |