Проверяемый текст
Гугин, Дмитрий Николаевич; Формирование общей культуры студентов вуза во внеаудиторной деятельности (Диссертация 2007)
[стр. 126]

варианту ответа соответствует числовое значение: 0,1,2,3,4,5.
Обработка результатов начинается с определения их достоверности, и далее, в соответствии с инструкцией диагностируется уровень эмпатии по каждой из 6 шкал и
далее в целом, так как мы определяли общий уровнь эмпатии личности, общую способность к сопереживанию и умение встать на позицию другого человека, то градация по шкалам не была включена в опрос, а уровень эмпатии определялся в целом.
В соответствии с классификатором теста
выделяется 5 уровней развития эмпатии и, следовательно,
5 уровней развития данного умения.
Отдельные вопросы теста мы адаптировали в соответствии с темой исследования (так же и вопросы №№ 6,7,15,16,18 в тесте А.
Ассиигера).
Результаты самооценки студентов по каждой из предложенных методик на этапах констатирующего и контрольного опроса сведены в таблицы, позволяющие наглядно проследить изменения, произошедшие в развитии
культурных коммуникативных умений и качеств общения, а также личностных способностей студентов, характеризующих их культурнокоммуникативную личность.
Анализ полученных результатов при сопоставлении констатирующего и контрольного опросов позволил сделать
следующий вывод: наблюдается увеличение числа испытуемых, чьи обобщенные коммуникативные способности и качества, оцененные с помощью отобранных методик, оказались развитыми в большей степени в результате участия в целенаправленно организованной культурно-коммуникативной деятельности, чем до нее.
Так, показатели развития общих коммуникативных способностей студентов, выявленные с помощью методики «КОС-1», при итоговом опросе возросли в отношении высокого и очень высокого уровня развития, а в отношении крайне низкого, низкого и среднего уровней показатели снизились.
Материалы, полученные в исследовании, свидетельствуют, что доля студентов со средним уровнем 126
[стр. 141]

поведение человека социально обусловленным, характеризуя его культуру общения.
Методика включает в себя опросник, который содержит 6 диагностических шкал эмпатии, выражающих отношение к родителям, животным, старикам, детям, героям художественных произведений, знакомым и незнакомым людям.
В опроснике 36 утверждений, по каждому из которых испытуемый должен оценить, в какой мере он с ним согласен или не согласен, используя 6 вариантов ответов: «не знаю», «нет, никогда», «иногда», «часто», «почти всегда», «да, всегда».
Каждому варианту ответа соответствует числовое значение: 0 ,1 ,2 ,3 ,4 ,5 .
Обработка результатов начинается с определения их достоверности, и далее в соответствии с инструкцией диагностируется уровень эмпатии по каждой из 6 шкал и
в целом.
Поскольку в настоящем исследовании было необходимо определить общий уровень эмпатии личности, общую способность к сопереживанию и умение встать на позицию другого человека, то градация по шкалам не была нами включена в опрос, и уровень эмпатии определялся в целом.
В соответствии с классификатором теста выделяется 5 уровней развития эмпатии и, следовательно,
пять уровней развития данного умения.
Отметим, что некоторые из вопросов теста мы изменили по причине несоответствия содержания вопроса каким-либо характеристикам испытуемых.
Например, вопрос: «Задают ли ваши дети вопросы...(и т.
д.)?» мы заменили таким: «Задают ли ваши младшие братья и сестры вопросы...?» поскольку предположили, что детей у студентов в основном нет.
В вопросе «Напеваете ли вы утром, собираясь на работу?» Слово «работа» заменили словом «учеба» (тест Панкратова).
Подобным же образом были преобразованы вопросы № 6 ,7 ,1 5 ,1 6 ,1 8 в тесте А.
Ассингера.
Результаты самооценки студентов по каждой из предложенных методик на этапах констатирующего и контрольного опроса сведены в таблицы, позволяющие наглядно проследить изменения, произошедшие в развитии
141

[стр.,142]

культурных коммуникативных умений и качеств общения, а также личностных способностей студентов, характеризующих их культурную личность.
Анализ полученных результатов при сопоставлении констатирующего и контрольного опросов позволил сделать
следующие выводы: 1.
Наблюдается увеличение доли испытуемых, чьи обобщенные коммуникативные способности и качества, оцененные с помощью отобранных методик, оказались развитыми в большей степени в результате участия в организованной внеаудиторной деятельности, чем до нее.
Например, показатели развития общих коммуникативных способностей студентов, выявленные с помощью методики «КОС-1», при итоговом опросе возросли в отношении высокого и очень высокого уровня развития, а в отношении крайне низкого, низкого и среднего уровней показатели снизились.
Данные, полученные в исследовании свидетельствуют, что доля студентов со средним уровнем изменилась незначительно, но при этом существенно снизилось количество студентов, находящихся на низком и крайне низком уровнях.
При контрольном опросе изменилась в сторону повышения доля студентов с высоким (с 6,3 % до 14 %) и очень высоким уровнем (с 0 до 4,7 %) развития коммуникативных способностей.
Следовательно, можно отметить, что, несмотря на то, что самую большую категорию среди студентов участников опытно-экспериментальной работы составляют студенты со средним уровнем развития коммуникативных способностей, в целом можно говорить о том, что уровень коммуникативных способностей студентов изменился в сторону уменьшения доли студентов низкого и крайне низкого уровня и увеличения количества студентов, поднявшихся на высокий и очень высокий уровень в соответствии с классификатором теста.
Результаты изучения коммуникативных способностей представлены в табл.
8.
142

[Back]