Таким образом, рассмотрение понятия «коммуникативная культура» свидетельствует, что она является проявлением общей культуры и важнейшим условием понимания и принятия информации. Необходимость полноценно воспринимать, чувствовать и понимать средства коммуникации, а также —чувствовать партнера по коммуникации, устанавливая с ним обратную связь, требует от человека владения социальной перцепцией. Теоретическую основу для понимания сущности данного качества с целью его дальнейшего формирования дают научные публикации, посвященные рассмотрению психологических и социальных проблем коммуникации. Анализ социально-перцептивных свойств и возможностей личности, проделанный в многочисленных исследованиях, позволяет считать их своеобразными коммуникативными способностями, которые формируются в ходе участия личности в коммуникации и, в свою очередь, влияют на успешность коммуникации [75], [84], [129] и др. При этом к системе коммуникативных свойств личности, выражающих ее способности воспринимать и понимать личностные особенности со-участников коммуникации, считаем необходимым добавить способности отражать и понимать духовно-нравственные и социально-психологические характеристики партнера и, анализировать в связи с этим собственные коммуникативные возможности. Это дополнение позволяет представить систему перцептивно-рефлексивных способностей, которые составляют внутреннюю психологическую основу коммуникативных возможностей личности. К примеру, к числу таких перцептивно-рефлексивных способностей Я.Л. Коломинский относит социально-психологическую наблюдательность, которая квалифицируется им как особая способность, наиболее непосредственно проявляющаяся в умении распознавать характер отношений, преобладающих в группе. Для нашего исследования важны результаты его изысканий, на основе которых определились два вида психологических свойств, составляющих социально-психологическую 21 |
Более детальная характеристика коммуникативной культуры применительно к межличностному взаимодействию предполагает: а)ориентацию на признание положительных качеств, сильных сторон, значимости другого; б)способность к эмпатии, пониманию и учету эмоционального состояния другого; в)умение давать положительную обратную связь другому; г)умение мотивировать других на деятельность и достижения в ней; д)конкретные коммуникативные умения —приветствовать, общаться, задавать вопросы, отвечать, активно слушать, оценивать, просить, поддерживать, отказывать и др.; е)уважение к самому себе, знание собственных сильных сторон, умение использовать их в собственной деятельности; ж)способность контролировать свои эмоциональные состояния; з)речевую культуру, под которой понимается владение нормативной речью, исключающей лексические, стилистические, орфоэпические и иные нарушения. Таким образом, рассмотрение понятия «коммуникативная культура» свидетельствует, что она является проявлением общей культуры и важнейшим условием понимания и принятия информации. Анализ социально-перцептивных свойств и возможностей личности, проделанный в многочисленных исследованиях, позволяет считать их своеобразными коммуникативными способностями, которые формируются в ходе участия личности в коммуникации и, в свою очередь, влияют на успешность коммуникации ([153], [183], [242] и др.). При этом к системе коммуникативных свойств личности, выражающих ее способности воспринимать и понимать личностные особенности со-участников коммуникации, считаем необходимым добавить способности отражать и понимать социально-психологические характеристики целевой аудитории и анализировать в связи с этим, собственные профессиональные возможности. Это дополнение позволяет представить систему перцептивно-рефлексивных способностей, которые составляют внутреннюю психологическую основу коммуникативных возможностей личности. К примеру, к числу таких 63 перцептивно-рефлексивных способностей Я.Л.Коломинский [117] относит социально-психологическую наблюдательность, которая квалифицируется им как особая способность, наиболее непосредственно проявляющаяся в умении распознавать характер отношений, преобладающих в группе. Для нашего исследования важны результаты его изысканий, на основе которых определились два вида психологических свойств, составляющих социальнопсихологическую наблюдательность: социально-психологическая рефлексия (способность личности адекватно оценивать свою позицию во взаимодействии с другими участниками общения) и социальнопсихологическая перцепция (способность адекватно воспринимать и оценивать отношения, возникающие у других участников взаимодействия в его контексте). В своем исследовании мы применяем продуктивные идеи о личностном потенциале человека, обоснованные в трудах М.С.Кагана. Они позволяют представить, что коммуникативная готовность специалиста может быть сформирована весьма успешно в связи с тем, что она базируется на соответствующих внутренних, потенциальных возможностях личности. В психологии общения положения о коммуникативном потенциале личности разрабатываются в работах В.В.Рыжова, который видит в нем систему психологических качеств личности, определяющих или обеспечивающих ее участие в общении с другими людьми и, более точно, ее вхождение в сотрудничество, в совместную деятельность, а тем самым и в человеческую общность [183]. Обращение к понятию коммуникативного потенциала для выявления оснований построения педагогической системы формирования коммуникативной готовности будущих РЛ-специалистов в вузе позволило нам сформулировать следующие положения: 1. Коммуникативная готовность не является изначально заданной или имманентно присущей человеку, а приобретается в реальных условиях совместной деятельности (взаимодействия) с другими людьми; в реальном 64 |