—как процесс саморазвития и самореализации личности, мы усматриваем сущность гуманистической концепции в образовании личности как социально-ценностного комплекса взглядов, убеждений, идеалов, где человек выступает высшей ценностью. Таким образом, истинное назначение процесса формирования готовности к межкулыпурной коммуникации у студентов —это содействие развитию личности, способной освободиться от жесткой функциональной заданности и выйти в пространство реализации коммуникативных задач посредством сознательного, ответственного, творческого использования полученных знаний, умений и навыков, и реализации при этом своего личност)1ого потеущиала. 1.2. Культурно-коммуникативный аспект проблемы формирования готовности к межкультурной коммуникации у студентов Поскольку настоящее исследование касается изучения готовности к межкультурной коммуникации, то считаем необходимым рассмотреть понятие «культура» как теоретическую основу для разработки педагогической системы формирования названной готовности в образовательном процессе вуза. Роль культуры для человека состоит в том, что он приобретает опыт, формирует представления (картину мира) и приобщается к ценностям, то есть приобретает опыт отношения к практическому опыту и сложившейся у него картине мира. Культурные приоритеты современной философии образования отражены в Законе Российской Федерации «Об образовании», где подчеркивается, что главная задача современной системы образования состоит в формировании у учащихся адекватной современному уровню и уровню образовательных программ (ступени обучения) картины мира, и обеспечение тем самым интеграции личности в системы мировой и национальной культур [43, с. 14]. 26 |
общества. Данный механизм обеспечивает человеку идентификацию с различными предлагаемыми образцами. Стилизованный механизм действует в рамках определенной субкультуры и способствует формированию соответствующего ей стиля жизни. Межличностный механизм обеспечивает идентификацию человека со значимыми для него людьми в процессе общения. Влияние всех вышеназванных механизмов внутренне опосредствовано, что позволяет рассматривать рефлексивный механизм социализации. Соотношение этих механизмов различно в зависимости от условий, в которых осуществляется жизнь и деятельность человека. Резюмируя содержание данного раздела, считаем необходимым подчеркнуть его значение для нашего исследования. Пространство развития человека может быть понято как сложная система, обусловленная процессами его социализации и воспитания (или воспитанием в широком смысле слова). Воспитательная система вуза создает то культурнообразовательное пространство, в котором происходит развитие личности студентов. 1.2. Культурологический подход как продуктивная основа становления культурно-образовательного развивающего пространства лингвистического вуза Роль культуры для человека состоит в том, что он приобретает опыт, формирует представления (картину мира) и приобщается к ценностям, то есть приобретает опыт отношения к практическому опыту и сложившейся у него картине мира. Культурные приоритеты современной философии образования отражены в Законе Российской Федерации «Об образовании», где подчеркивается, что главная задача современной системы образования состоит в формировании у учащихся адекватной современному уровню и уровню образовательных программ (ступени обучения) картины мира, и обеспечение тем самым интеграции личности в системы мировой и национальной культур [91.С. 14]. Приобретение опыта и формирование индивидуальной картины мира это результат деятельности человека и его взаимодействий с окружающим (людьми, самим собой, материальными и духовными объектами). Значимость культурно-исторической среды для формирования картины мира, способов осуществления деятельности и установления отношений, упрочения системы ценностей в образовательном процессе подчеркивается в трудах А.Г.Асмолова, Е.В.Бондаревской, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Г.П.Щедровицкого и многих других. Для нашего исследования важен тот факт, что личность современного человека складывается в культуре общества. Понятие культуры в целом достаточно сложно. Так, Э.Сэпир установил следующие, наиболее обобщенные, основные характеристики понятия «культура»: а) любые социально наследуемые черты материальной и духовной жизни; б) набор типовых реакций, санкционированных обществом и длительной традицией; в) общие установки, взгляды на жизнь и специфические проявления цивилизации. Когда говорят о культуре в третьем понимании, то подразумевают не только то, во что верит тот или иной народ или что им создано, сколько то, каким образом созданное им функционирует в его жизни, какое это имеет значение [91]. В.С.Библер трактует культуру как «форму человеческого бытия или общения» [29. С. 33]. Он рассматривает культуру как систему «ценностей, человеческих смыслов». Актуализация понятия культуры как наиболее общего основания исследования процессов развития образовательной теории и практики в современных условиях рассматривается исследователями как закономерность, вызванная к жизни социальным заказом на образование в |