Проверяемый текст
Воронцова, Кира Валерьевна; Становление культурно-образовательного развивающего пространства лингвистического вуза в современных условиях (Диссертация 2006)
[стр. 27]

Приобретение опыта и формирование индивидуальной картины мира это результат деятельности человека и его взаимодействий с окружающим (людьми, самим собой, материальными и духовными объектами).
Значимость культурно-исторической среды для формирования картины мира, способов осуществления деятельности и установления отношений, упрочения системы ценностей в образовательном процессе подчеркивается в трудах А.Г.
Асмолова, Е.В.
Бондаревской, Л.С.
Выготского, А.Н.
Леонтьева, Г.П.
Щедровицкого и многих других.
Для нашего исследования важен тот факт, что личность современного человека складывается в культуре общества.
Понятие культуры в целом достаточно сложно.
Так, Э.
Сэпир установил следующие, наиболее обобщенные, основные характеристики понятия «культура»: а) любые социально наследуемые черты материальной и духовной жизни; б) набор типовых реакций, санкционированных обществом и длительной традицией; в) общие установки, взгляды на жизнь и специфические проявления цивилизации.
Когда говорят о культуре в третьем понимании, то подразумевают не только то, во что верит тот или иной народ или что им создано, сколько то, каким образом созданное им функционирует в его жизни, какое это имеет значение
[96].
B.C.
Библер трактует культуру как «форму человеческого бытия или общения» [15,с.
33].
Он рассматривает культуру как систему «ценностей, человеческих смыслов».
Актуализация понятия культуры как наиболее общего основания исследования процессов развития образовательной теории и практики в современных условиях рассматривается исследователями как закономерность, вызванная к жизни социальным заказом на образование в
постиндустриальном обществе, переживающем сегодня глобальную научную революцию.
Культура, исторически сформировавшись как способ духовного освоения действительности, среди множества своих функций несет
27
[стр. 45]

уровню образовательных программ (ступени обучения) картины мира, и обеспечение тем самым интеграции личности в системы мировой и национальной культур [91.С.
14].
Приобретение опыта и формирование индивидуальной картины мира это результат деятельности человека и его взаимодействий с окружающим (людьми, самим собой, материальными и духовными объектами).
Значимость культурно-исторической среды для формирования картины мира, способов осуществления деятельности и установления отношений, упрочения системы ценностей в образовательном процессе подчеркивается в трудах А.Г.Асмолова, Е.В.Бондаревской, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Г.П.Щедровицкого и многих других.
Для нашего исследования важен тот факт, что личность современного человека складывается в культуре общества.
Понятие культуры в целом достаточно сложно.
Так, Э.Сэпир установил следующие, наиболее обобщенные, основные характеристики понятия «культура»: а) любые социально наследуемые черты материальной и духовной жизни; б) набор типовых реакций, санкционированных обществом и длительной традицией; в) общие установки, взгляды на жизнь и специфические проявления цивилизации.
Когда говорят о культуре в третьем понимании, то подразумевают не только то, во что верит тот или иной народ или что им создано, сколько то, каким образом созданное им функционирует в его жизни, какое это имеет значение
[91].
В.С.Библер трактует культуру как «форму человеческого бытия или общения» [29.
С.
33].
Он рассматривает культуру как систему «ценностей, человеческих смыслов».
Актуализация понятия культуры как наиболее общего основания исследования процессов развития образовательной теории и практики в современных условиях рассматривается исследователями как закономерность, вызванная к жизни социальным заказом на образование в


[стр.,46]

постиндустриальном обществе, переживающем сегодня глобальную научную революцию.
Культура, исторически сформировавшись как способ духовного освоения действительности, среди множества своих функций несет
функцию смыслообразования.
Механизм влияния культуры на систему отношений человека с миром кроется в ценностно-смысловой природе культуры.
Представление о культурной обусловленности личности выражено в принципе культуросообразности.
Фундаментальное положение данного принципа состоит в утверждении, что способы установления отношений человека с миром вырабатываются в культурно-исторических рамках (Л.С.Выготский, В.С.Библер, А.Н.Леонтьев, Ю.М.Лотман, Э.Сэпир и др.).
Современные представления о сущности образования как восхождения личности к культуре, закономерно диктуют требование к сфере образования о представлении всего многообразия мира, культур и культурных образцов.
Это требование особенно актуально для лингвистического вуза, где культурное многообразие определяет содержание образования будущего специалиста.
В то же время, идея целостности культуры в современной философии образования является фундаментом, на котором строится новая парадигма образования.
Согласно идеям культуросообразности, субъект образования человек, который проявляет свою человеческую сущность как носитель культуры.
В этой связи Э.Сэпир подчеркивает, что подлинная культура, формирующая духовную сущность человека, это культура внутренняя, вырастающая из коренных интересов и желаний ее носителей [190.
С.475].
Данное положение позволяет сделать закономерный вывод, что формирование интересов, направленности личности, ее установок и смыслов является главной целью культурно-образовательного пространства

[Back]