функцию смыслообразования. Механизм влияния культуры на систему отношений человека с миром кроется в ценностно-смысловой природе культуры. Представление о культурной обусловленности личности выражено в принципе культуросообразности. Фундаментальное положение данного принципа состоит в утверждении, что способы установления отношений человека с миром вырабатываются в культурно-исторических рамках (Л.С. Выготский, B.C. Библер, А.Н. Леонтьев, Ю.М. Лотман, Э. Сэпир и др.). Современные представления о сущности образования как восхождения личности к культуре, закономерно диктуют требование к сфере образования о представлении всего многообразия мира, культур и культурных образцов. Это требование особенно актуально для лингвистического вуза, где культурное многообразие определяет содержание образования будущего специалиста. В то же время, идея целостности культуры в современной философии образования является фундаментом, на котором строится новая парадигма образования. Согласно идеям культуросообразности, субъект образования человек, который проявляет свою человеческую сущность как носитель культуры. В этой связи Э. Сэпир подчеркивает, что подлинная культура, формирующая духовную сущность человека, это культура внутренняя, вырастающая из коренных интересов и желаний ее носителей [96, с. 475]. Данное положение позволяет сделать закономерный вывод, что формирование интересов, направленности личности, ее установок и смыслов является главной целью культурно-образовательного пространства вуза. Понятие «культура» является фундаментальным в современных гуманитарных науках. Культура представляет собой настолько комплексное понятие, что часто ее метафорически описывают в виде айсберга, подводная часть которого не видна. Культуру определяют как целостный образ жизни определенного народа, подчеркивая как то общее, что объединяет различных 28 |
постиндустриальном обществе, переживающем сегодня глобальную научную революцию. Культура, исторически сформировавшись как способ духовного освоения действительности, среди множества своих функций несет функцию смыслообразования. Механизм влияния культуры на систему отношений человека с миром кроется в ценностно-смысловой природе культуры. Представление о культурной обусловленности личности выражено в принципе культуросообразности. Фундаментальное положение данного принципа состоит в утверждении, что способы установления отношений человека с миром вырабатываются в культурно-исторических рамках (Л.С.Выготский, В.С.Библер, А.Н.Леонтьев, Ю.М.Лотман, Э.Сэпир и др.). Современные представления о сущности образования как восхождения личности к культуре, закономерно диктуют требование к сфере образования о представлении всего многообразия мира, культур и культурных образцов. Это требование особенно актуально для лингвистического вуза, где культурное многообразие определяет содержание образования будущего специалиста. В то же время, идея целостности культуры в современной философии образования является фундаментом, на котором строится новая парадигма образования. Согласно идеям культуросообразности, субъект образования человек, который проявляет свою человеческую сущность как носитель культуры. В этой связи Э.Сэпир подчеркивает, что подлинная культура, формирующая духовную сущность человека, это культура внутренняя, вырастающая из коренных интересов и желаний ее носителей [190. С.475]. Данное положение позволяет сделать закономерный вывод, что формирование интересов, направленности личности, ее установок и смыслов является главной целью культурно-образовательного пространства Понятие «культура» является фундаментальным в современных гуманитарных науках. Культура представляет собой настолько комплексное понятие, что часто ее метафорически описывают в виде айсберга, подводная часть которого не видна. Культуру определяют как «целостный образ жизни определенного народа» [ ], представляют как то общее, что объединяет различных людей и то отличительное, что обусловливает различия между людьми подобными. Современные исследования свидетельствуют о возрастающем интересе к данному понятию. Включая в себя все, что создано человеком, она выражает все стороны человеческого бытия и изучается целым рядом наук: семиотикой, социологией, историей, антропологией, аксиологией, лингвистикой, этнологией и др. Культура рассматривается как продукт совместной жизнедеятельности людей, система согласованных способов их коллективного существования, упорядоченных норм и правил удовлетворения групповых и индивидуальных потребностей. Обширные исследования феномена культуры принадлежат культурной антропологии, изучающей все ее аспекты: образ жизни, восприятие мира, менталитет, национальный характер, повседневное поведение, а также человеческую способность развивать культуру через общение, коммуникацию, разнообразные формы взаимодействия и контактов. На данный момент насчитывается более 500 определений культуры. Можно привести следующие примеры: культура это совокупность духовных ценностей, способами выражения которых являются наука, литература, искусство; культура это совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни; культура это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в определенных формах и типах организации, жизни и деятельности людей, в |