1 I Считаем необходимым остановится на характеристике ценностей, поскольку в культурно-образовательном пространстве вуза они составляют содержательную основу. Значимое с педагогической точки зрения определение ценностей дают A.A. Гусейнов и Р.Г. Апресян. Они утверждают: «Ценность это значимые для человека объекты (материальные или идеальные). Так что в широком смысле слова ценностями называются обобщенные устойчивые представления о чем-то как предпочитаемом, как о благе, то есть о том, что отвечает каким-то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека (или группы людей, общества)» [36, с. 228]. В данном определении центральным является утверждение соотнесенности ценностей с интересами, целями, намерениями человека. Есть позиция, согласно которой сущность ценностей связана с оценочной деятельностью. Так, Б.С. Ерасов отмечает: «В отличие от норм, которым следуют, ценности подразумевают выбор того или иного объекта, состояние потребности, цели, которые имеют более высокое существование. Ценности помогают обществу и человеку отделить хорошее и плохое, идеальное или избегаемое состояние, истину и заблуждение, красоту или безобразие, справедливое и несправедливое, допустимое и запретное, существенное и несущественное и т.д.» [41, с. 114]. Оценочная деятельность, выполняемая субъектами образовательного процесса способна существенно повысить его эффективность, так как она определяет позицию, отношение человека к тому или иному явлению, учебной, профессиональной и прочей информации. В аксиологии рассматривается содержание и форма существования ценностей. В философии классический ряд ценностей включает истину, добро и красоту, которые выступают основополагающими компонентами общественного сознания и критериями деятельности и поступков человека. В целом названные категории представляют собой продукт духовной деятельности человека. Современный философский словарь трактует истину 36 |
По аналогии с основными пониманиями культуры, ценности также систематизируются как произведения интеллектуального, художественного и религиозного творчества (архитектурные сооружения, произведения ремесла и т.д.) и принципы, регулирующие совместное существование людей (нравы, обычаи, стереотипы поведения и сознания, мнения, оценки, все, что способствует взаимопониманию между членами единого культурного сообщества, их интеграции). Эти группы культурных ценностей составляют ядро культуры и определяют ее самобытность и неповторимость. В отечественной философии и педагогике к проблеме ценностей обращались многие исследователи (Р.Г.Апрнсян, О.С.Газман, А.А.Гусейнов, А.Г.Здравомыслов и многие другие). Считаем необходимым остановится коротко на характеристике ценностей, поскольку в культурнообразовательном пространстве вуза они составляют содержательную основу. Значимое с педагогической точки зрения определение ценностей дают А.А.Гусейнов и Р.Г.Апресян. Они утверждают: «Ценность это значимые для человека объекты (материальные или идеальные). Так что в широком смысле слова ценностями называются обобщенные устойчивые представления о чем-то как предпочитаемом, как о благе, то есть о том, что отвечает каким-то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека (или группы людей, общества)» [78. С.228]. В данном определении центральным является утверждение соотнесенности ценностей с интересами, целями, намерениями человека. Есть позиция, согласно которой сущность ценностей связана с оценочной деятельностью. Так, Б.С.Ерасов отмечает: «В отличие от норм, которым следуют, ценности подразумевают выбор того или иного объекта, состояние потребности, цели, которые имеют более высокое существование. Ценности помогают обществу и человеку отделить хорошее и плохое, идеальное или избегаемое состояние, истину и заблуждение, красоту или безобразие, справедливое и несправедливое, допустимое и запретное, существенное и несущественное и т.д.» [86. С.114]. Оценочная деятельность, выполняемая субъектами образовательного процесса способна существенно повысить его эффективность, так как она определяет позицию, отношение человека к тому или иному явлению, учебной, профессиональной и прочей информации. В аксиологии рассматривается содержание и форма существования ценностей. В философии классический ряд ценностей включает истину, добро и красоту, которые выступают основополагающими компонентами общественного сознания и критериями деятельности и поступков человека. В целом названные категории представляют собой продукт духовной деятельности человека. Современный философский словарь трактует истину как «соответствие человеческих знаний действительности, совпадение человеческой мысли и объекта» [211 С.239]. Для ряда ученых характерно акцентирование человеческой мысли как значимой в характеристике истины. Так, В.П.Тугаринов в своем исследовании указывает: «...истина это наша мысль, а не действительность сама по себе. Истиной может быть только мысль, а не то, что существует вне этой мысли, что в ней отражается... Истиной является мысль лишь в той мере, в какой она соответствует действительности. Мысль, не соответствующая или противоречащая ей, является заблуждением или ложью» [206. С.103]. Истина в триаде категорий (истина, добро, красота) занимает главную роль и выступает сущностной основой не только познавательной и трудовой деятельности, но также морали и искусства. Представляет интерес точка зрения М.С.Кагана, который утверждает, что «истина» и «ценность» фиксируют два разных типа отношений. Истина это подлинное, реальное, адекватное знание субъектом объекта. Ценность отношение, результат ценностной оценки. В работах А.А.Гусейнова и Р.Г.Апресян мы находим следующее определение: «Ценность это значимые для человека объекты (материальные или идеальные). Так, в широком смысле слова г{енностями называются обобщенные устойчивые представления о чем-то как предпочитаемом, как о благе, то есть о том, что отвечает каким-то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека (или группы людей, общества)» [78. С.228]. Ряд авторов связывает сущность ценностей с оценочной деятельностью. Так, Б.С.Ерасов указывает: «В отличие от норм, которым следуют, ценности подразумевают выбор того или иного объекта, состояние потребности, цели, которые имеют более высокое существование. Ценности помогают обществу и человеку отделить хорошее и плохое, идеальное или избегаемое состояние, истину и заблуждение, красоту или безобразие, справедливое и несправедливое, допустимое и запретное, существенное и несущественное и т.д.» [86. С.114]. Анализ некоторых философских трудов свидетельствует, что есть точка зрения на ценности, непосредственно соотносящаяся со смысловой природой культуры. Так, В.Франкл показал, что ценности играют роль смысла человеческой жизни. А именно три группы ценностей делают жизнь человека осмысленной: ценности творчества (включая труд), ценности переживания (особенно любовь) и ценности отношения [216]. По мнению Б.Т.Кабуша, в этих положениях скрыта целая воспитательная концепция, то есть для полноценного воспитания необходимы: смысл жизни (ради чего живу), творчество (какими путями достигаю намеченного), чувство (эмоциональная окраска действий), отношение (оценка). По его мнению, смысловое значение, смысловая оценка и смысловая цель должны быть заложены в каждом элементе воспитательного процесса. Мы присоединяемся к данному мнению считая, что именно смысловое наполнение придает одухотворенность воспитательной системе на любом уровне. В этом нас убеждают также положения, высказанные 87 |