как «соответствие человеческих знаний действительности, совпадение человеческой мысли и объекта» [103, с. 239], Для ряда ученых характерно акцентирование человеческой мысли как значимой в характеристике истины. Так, В.П. Тугаринов в своем исследовании указывает: «...истина это наша мысль, а не действительность сама по себе. Истиной может быть только мысль, а не то, что существует вне этой мысли, что-в ней отражается... Истиной является' мысль лишь в той мере, в какой она соответствует действительности. Мысль, не соответствующая или противоречащая ей, является заблуждением или ложью» [101, с. 103]. Истина в триаде категорий (истина, добро, красота) играет главную роль и выступает сущностной основой не только познавательной и трудовой деятельности, но также морали и искусства. Представляет интерес точка зрения М.С. Кагана, который утверждает, что «истина» и «ценность» фиксируют два разных типа отношений. Истина — это подлинное, реальное, адекватное знание субъектом объекта. Ценность — отношение, результат ценностной оценки. Добро относится к важнейшим категориям этики. Оно представляет собой обобщенную форму разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного в культуре человеческих отношений. Своеобразие этой категории в жизнедеятельности человека отмечает В.П. Тугаринов: «Обычно говорят, что в действительности человек ни добр, ни зол, что в его природе нет ни «прирожденного греха», и «искры божьей» прирожденной добродетели... Человек, как и всякое живое существо, стремится к удовлетворению своих потребностей и к тому идеальному состоянию этого удовлетворения, которое называется счастьем... В природе человека как общественного существа заложены сочувствие к другим людям, желание им счастья также» [101, с. 125]. I Способность человека отличать красивое от некрасивого характеризует его духовный мир. Наиболее полное отражение красоты человеком обнаруживается в искусстве. До настоящего времени нет единого мнения о сущности искусства. Существует точка зрения, согласно которой 37 1 |
идеальное или избегаемое состояние, истину и заблуждение, красоту или безобразие, справедливое и несправедливое, допустимое и запретное, существенное и несущественное и т.д.» [86. С.114]. Оценочная деятельность, выполняемая субъектами образовательного процесса способна существенно повысить его эффективность, так как она определяет позицию, отношение человека к тому или иному явлению, учебной, профессиональной и прочей информации. В аксиологии рассматривается содержание и форма существования ценностей. В философии классический ряд ценностей включает истину, добро и красоту, которые выступают основополагающими компонентами общественного сознания и критериями деятельности и поступков человека. В целом названные категории представляют собой продукт духовной деятельности человека. Современный философский словарь трактует истину как «соответствие человеческих знаний действительности, совпадение человеческой мысли и объекта» [211 С.239]. Для ряда ученых характерно акцентирование человеческой мысли как значимой в характеристике истины. Так, В.П.Тугаринов в своем исследовании указывает: «...истина это наша мысль, а не действительность сама по себе. Истиной может быть только мысль, а не то, что существует вне этой мысли, что в ней отражается... Истиной является мысль лишь в той мере, в какой она соответствует действительности. Мысль, не соответствующая или противоречащая ей, является заблуждением или ложью» [206. С.103]. Истина в триаде категорий (истина, добро, красота) занимает главную роль и выступает сущностной основой не только познавательной и трудовой деятельности, но также морали и искусства. Представляет интерес точка зрения М.С.Кагана, который утверждает, что «истина» и «ценность» фиксируют два разных типа отношений. Истина это подлинное, реальное, адекватное знание субъектом объекта. Ценность отношение, результат ценностной оценки. Добро относится к важнейшим категориям этики. Оно представляет собой обобщенную форму разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного в культуре человеческих отношений. Своеобразие этой категории в жизнедеятельности человека отмечает В.П.Тугаринов: «Обычно говорят, что в действительности человек ни добр, ни зол, что в его природе нет ни «прирожденного греха», и «искры божьей» прирожденной добродетели... Человек, как и всякое живое существо, стремится к удовлетворению своих потребностей и к тому идеальному состоянию этого удовлетворения, которое называется счастьем...В природе человека как общественного существа заложены сочувствие к другим людям, желание им счастья также» [206. С. 125]. Способность человека отличать красивое от некрасивого характеризует его духовный мир. Наиболее полное отражение красоты человеком обнаруживается в искусстве. До настоящего времени нет единого мнения о сущности искусства. Существует точка зрения, согласно которой оно отражает реальность, и позиция эстетизма, согласно которой его цель создание иной, идеальной реальности (последней точки зрения придерживался Л.Н.Толстой, ставя красоту выше добра). Философские исследования показывают, что красота отделяет себя от истины и добра. Но, в то же время, она тесно сопряжена с ними. Эту связь В.Н.Шердаков отмечает следующим образом: «Представление о красоте характеризует общую жизненную позицию человека, его духовную, в том числе и нравственную суть... Подлинная красота открывается тогда, когда ты сумел подняться нравственно-волевым усилием на должную высоту. Красота и есть один из ликов подлинной жизни, как добро, как и истина» [229. С.55]. В соответствии с этим положением эстетизация образовательного процесса, основанная на формировании способности видеть и осваивать красоту мира, выступает необходимым условием проявления и развития внутреннего, духовного мира личности. ни добр, ни зол, что в его природе нет ни «прирожденного греха», «ни искры божьей» прирожденной добродетели... Человек, как и всякое живое существо, стремится к удовлетворению своих потребностей и к тому идеальному состоянию этого удовлетворения, которое называется счастьем... В природе человека как общественного существа заложены сочувствие к другим людям, желание им счастья также» [206.С.125]. Духовный мир человека характеризуется его способностью различать красивое и некрасивое. Красивое в понимании философов не прагматично. Духовность предполагает, что у человека есть высшие цели и способность строить жизнь согласно своим идеалам. В субъективном понимании красоты кроется возможность свободы, самореализации для человека. В то же время, В.Н.Шердаков указывает, что эстетизация красоты нередко ставит ее выше добра. Это было замечено многими мыслителями прошлого. В частности Л.Н.Толстой указывал, что красота, которая есть основание для всех пристрастий человека, противоположна добру [205]. Известно, что в переходные моменты развития школы именно эстетическая сущность красоты вызывала наиболее сильное отрицание (достаточно вспомнить школу периода начала 20-х годов XX века). В то же время красота как ценность культуры имеет существенное значение для духовного становления личности. Мы присоединяемся к позиции В.Н.Шердакова, который указывает: «Представление о красоте характеризует общую жизненную позицию человека, его духовную, в том числе и нравственную суть. ... Подлинная красота открывается тогда, когда ты сумел подняться нравственно-волевым усилием на должную высоту. Красота и есть один из ликов подлинной жизни, как добро, как и истина» [229.С.55]. Поэтому важнейшей характеристикой современной воспитательной системы, по нашему мнению, должна стать эстетизация школы, которая основывается на привнесении музыки, поэзии, изобразительного искусства, как условий духовного развития гуманистической личности. |