оно отражает реальность, и позиция эстетизма, согласно которой его цель — создание иной, идеальной реальности (последней точки зрения придерживался Л.Н. Толстой, ставя красоту выше добра). Философские исследования показывают, что красота отделяет себя от истины и добра. Но, в то же время, она тесно сопряжена с ними. Эту связь В.Н. Шердаков отмечает следующим образом: «Представление о красоте характеризует общую жизненную позицию человека, его духовную, в том числе и нравственную суть... Подлинная красота открывается тогда, когда ты сумел подняться нравственно-волевым усилием на должную высоту. Красота и есть один из ликов подлинной жизни, как добро, как и истина» [111, с. 55]. В соответствии с этим положением эстетизация образовательного процесса, основанная на формировании способности видеть и осваивать красоту мира, выступает необходимым условием проявления и развития внутреннего, духовного мира личности. Категории истины, добра и красоты являются ценностями духовной жизни человека и существуют в его сознании. В своем единстве эти категории характеризуют идеал. «Как элемент нравственного сознания идеал является одновременно ценностным представлением, поскольку им утверждается определенное, безусловное, положительное содержание поступков, и императивным представлением, поскольку это содержание определено в отношении воли человека и вменяется ему в обязательное исполнение... В структуре морального сознания идеал занимает ключевое место: именно идеалом определяется содержание добра и зла, должного, правильного и неправильного и т.д.» [101, с. 55]. Названные категории, как показывает анализ научных источников, составляют основу общечеловеческих ценностей, «...имеющих приоритетное значение в жизни людей независимо от их социального положения, национальной принадлежности, вероисповедания, образования, возраста, иола. Ценности общечеловеческие являются общими для всех людей, для всего человечества как социальные суперсистемы, выработанные I 38 |
Добро относится к важнейшим категориям этики. Оно представляет собой обобщенную форму разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного в культуре человеческих отношений. Своеобразие этой категории в жизнедеятельности человека отмечает В.П.Тугаринов: «Обычно говорят, что в действительности человек ни добр, ни зол, что в его природе нет ни «прирожденного греха», и «искры божьей» прирожденной добродетели... Человек, как и всякое живое существо, стремится к удовлетворению своих потребностей и к тому идеальному состоянию этого удовлетворения, которое называется счастьем...В природе человека как общественного существа заложены сочувствие к другим людям, желание им счастья также» [206. С. 125]. Способность человека отличать красивое от некрасивого характеризует его духовный мир. Наиболее полное отражение красоты человеком обнаруживается в искусстве. До настоящего времени нет единого мнения о сущности искусства. Существует точка зрения, согласно которой оно отражает реальность, и позиция эстетизма, согласно которой его цель создание иной, идеальной реальности (последней точки зрения придерживался Л.Н.Толстой, ставя красоту выше добра). Философские исследования показывают, что красота отделяет себя от истины и добра. Но, в то же время, она тесно сопряжена с ними. Эту связь В.Н.Шердаков отмечает следующим образом: «Представление о красоте характеризует общую жизненную позицию человека, его духовную, в том числе и нравственную суть... Подлинная красота открывается тогда, когда ты сумел подняться нравственно-волевым усилием на должную высоту. Красота и есть один из ликов подлинной жизни, как добро, как и истина» [229. С.55]. В соответствии с этим положением эстетизация образовательного процесса, основанная на формировании способности видеть и осваивать красоту мира, выступает необходимым условием проявления и развития внутреннего, духовного мира личности. Категории истины, добра и красоты являются ценностями духовной жизни человека и существуют в его сознании. В своем единстве эти категории характеризуют идеал. «Как элемент нравственного сознания идеал является одновременно ценностным представлением, поскольку им утверждается определенное, безусловное, положительное содержание поступков, и императивным представлением, поскольку это содержание определено в отношении воли человека и вменяется ему в обязательное исполнение... В структуре морального сознания идеал занимает ключевое место: именно идеалом определяется содержание добра и зла, должного, правильного и неправильного и т.д.» [229. С. 55]. Названные категории, как показывает анализ научных источников, составляют основу общечеловеческих ценностей, «...имеющих приоритетное значение в жизни людей независимо от их социального положения, национальной принадлежности, вероисповедания, образования, возраста, пола. Ценности общечеловеческие являются общими для всех людей, для всего человечества как социальные суперсистемы, выработанные в результате обобщения многовекового опыта социокультурного развития мира... К числу общечеловеческих ценностей обычно относят право на жизнь, труд, образование, личную неприкосновенность, любовь к детям, почитание старших, заботу о близких, предпринимательство, патриотизм, честность и др.» [86. С.533]. Определение общечеловеческих ценностей, наиболее соответствующее сущности профессиональной подготовки педагогов, дает Е.В.Бондаревская. Она под общечеловеческими ценностями понимает «...осмысление единства человеческого рода и себя как неповторимой части; сохранение совокупного духовного опыта человечества; диалог между народами и между различными культурами; уважение к человеческой жизни, осознание ее неприкосновенности; ответственность перед будущими поколениями» [38. С. 54]. ни добр, ни зол, что в его природе нет ни «прирожденного греха», «ни искры божьей» прирожденной добродетели... Человек, как и всякое живое существо, стремится к удовлетворению своих потребностей и к тому идеальному состоянию этого удовлетворения, которое называется счастьем... В природе человека как общественного существа заложены сочувствие к другим людям, желание им счастья также» [206.С.125]. Духовный мир человека характеризуется его способностью различать красивое и некрасивое. Красивое в понимании философов не прагматично. Духовность предполагает, что у человека есть высшие цели и способность строить жизнь согласно своим идеалам. В субъективном понимании красоты кроется возможность свободы, самореализации для человека. В то же время, В.Н.Шердаков указывает, что эстетизация красоты нередко ставит ее выше добра. Это было замечено многими мыслителями прошлого. В частности Л.Н.Толстой указывал, что красота, которая есть основание для всех пристрастий человека, противоположна добру [205]. Известно, что в переходные моменты развития школы именно эстетическая сущность красоты вызывала наиболее сильное отрицание (достаточно вспомнить школу периода начала 20-х годов XX века). В то же время красота как ценность культуры имеет существенное значение для духовного становления личности. Мы присоединяемся к позиции В.Н.Шердакова, который указывает: «Представление о красоте характеризует общую жизненную позицию человека, его духовную, в том числе и нравственную суть. ... Подлинная красота открывается тогда, когда ты сумел подняться нравственно-волевым усилием на должную высоту. Красота и есть один из ликов подлинной жизни, как добро, как и истина» [229.С.55]. Поэтому важнейшей характеристикой современной воспитательной системы, по нашему мнению, должна стать эстетизация школы, которая основывается на привнесении музыки, поэзии, изобразительного искусства, как условий духовного развития гуманистической личности. |