в результате обобщения многовекового опыта социокультурного развития мира... К числу общечеловеческих ценностей обычно относят право на жизнь, труд, образование, личную неприкосновенность, любовь к детям, почитание старших, заботу о близких, предпринимательство, патриотизм, честность и др.» [41, с. 533]. Определение общечеловеческих ценностей применительно к сущности профессиональной подготовки педагогов, дает Е.В. Бондаревская. Под общечеловеческими ценностями она понимает «...осмысление единства человеческого рода и себя как неповторимой части; сохранение совокупного духовного опыта человечества; диалог между народами и между различными культурами; уважение к человеческой жизни, осознание ее неприкосновенности; ответственность перед будущими поколениями» [18, с. 54]. Гуманистические ценности как аксиологическая основа современного образования, по обоснованному утверждению целого ряда ученых, характеризуются универсальностью и фундаментальностью, единством целей и средств, приоритетом идеи свободы (в первую очередь, представители научных школ Е.В. Бондаревской, В.А. Сластенина и др.). Универсальность гуманистических ценностей обусловлена их применимостью ко всем социальным системам и личностям, возможностью выхода за рамки культурной относительности и любых различий (национальных, расовых, религиозных и проч.). Принципиально важно, что универсальность гуманистических ценностей предполагает не противопоставление, а взаимодействие, переход к множественности и многообразию культурно-гуманистических позиций, сочетающихся и дополняющих друг друга. Фундаментальность гуманистических ценностей обусловлена их соотнесенностью с фундаментальными явлениями социальной жизни, что делает их не второстепенными, а основополагающими элементами в социальных (и, безусловно, педагогических) системах. Приоритетность идей свободы в системе гуманистических ценностей определяется тем, что свобода индивида 39 |
Категории истины, добра и красоты являются ценностями духовной жизни человека и существуют в его сознании. В своем единстве эти категории характеризуют идеал. «Как элемент нравственного сознания идеал является одновременно ценностным представлением, поскольку им утверждается определенное, безусловное, положительное содержание поступков, и императивным представлением, поскольку это содержание определено в отношении воли человека и вменяется ему в обязательное исполнение... В структуре морального сознания идеал занимает ключевое место: именно идеалом определяется содержание добра и зла, должного, правильного и неправильного и т.д.» [229. С. 55]. Названные категории, как показывает анализ научных источников, составляют основу общечеловеческих ценностей, «...имеющих приоритетное значение в жизни людей независимо от их социального положения, национальной принадлежности, вероисповедания, образования, возраста, пола. Ценности общечеловеческие являются общими для всех людей, для всего человечества как социальные суперсистемы, выработанные в результате обобщения многовекового опыта социокультурного развития мира... К числу общечеловеческих ценностей обычно относят право на жизнь, труд, образование, личную неприкосновенность, любовь к детям, почитание старших, заботу о близких, предпринимательство, патриотизм, честность и др.» [86. С.533]. Определение общечеловеческих ценностей, наиболее соответствующее сущности профессиональной подготовки педагогов, дает Е.В.Бондаревская. Она под общечеловеческими ценностями понимает «...осмысление единства человеческого рода и себя как неповторимой части; сохранение совокупного духовного опыта человечества; диалог между народами и между различными культурами; уважение к человеческой жизни, осознание ее неприкосновенности; ответственность перед будущими поколениями» [38. С. 54]. Гуманистические ценности как аксиологическая основа современного образования, по обоснованному утверждению целого ряда ученых, характеризуются универсальностью и фундаментальностью, единством целей и средств, приоритетом идеи свободы (в первую очередь, представители научных школ Е.В.Бондаревской, В.А.Сластенина и др.). Универсальность гуманистических ценностей обусловлена их применимостью ко всем социальным системам и личностям, возможностью выхода за рамки культурной относительности и любых различий (национальных, расовых, религиозных и проч.). Принципиально важно, что универсальность гуманистических ценностей предполагает не противопоставление, а взаимодействие, переход к множественности и многообразию культурно-гуманистических позиций, сочетающихся и дополняющих друг друга. Фундаментальность гуманистических ценностей обусловлена их соотнесенностью с фундаментальными явлениями социальной жизни, что делает их не второстепенными, а основополагающими элементами в социальных (и, безусловно, педагогических) системах. Приоритетность идей свободы в системе гуманистических ценностей определяется тем, что свобода индивида выступает той ценностью, с помощью которой реализуются все другие социальные ценности. Возможны многообразные формы проявления свободы, в том числе в образовании как свобода мысли и духа. Гуманистические ценности как императив профессионального образования задает регулятивы для разработки новых подходов к его целям содержанию и способам организации. Представление о ценностном характере высшего образования позволяет подойти к анализу культурнообразовательного пространства вуза и выявить его развивающую сущность. Ценности культуры позволяют человеку определиться в ценностносмысловом плане жизни и деятельности. |