Проверяемый текст
Воронцова, Кира Валерьевна; Становление культурно-образовательного развивающего пространства лингвистического вуза в современных условиях (Диссертация 2006)
[стр. 41]

культуры.
При этом особенности собственной культуры, как правило, принимаются как само собой
разумеющиеся и осознаются только при столкновении с отличными характеристиками, что происходит в условиях межкультурного общения.
При общении представителей разных культур культурная составляющая значения определяется родной культурой.
Для того, чтобы межкультурная коммуникация была эффективной и в процессе его участники могли выработать общий культурный компонент, необходимо
снабдить их информацией о том, каким образом и какие именно индексальные ценности представлены в языке, используемом для общения.
Для того чтобы ценности индивидов не входили в противоречие друг с другом, культура вырабатывает социальные правила, которые представляют собой системы ценностей.
Таким образом, индивид воспринимает ситуацию как совокупность форм, интерпретируемых по определенным правилам.
Убеждения и ценности дают индивиду возможность соотносить их со своим внутренним состоянием и моделировать свое поведение.
При этом поведение не строится каждый раз заново, а конструируется в соответствии с моделями.
Модель одновременно идеальна и реальна, она носит предписывающий и описывающий характер, является теоретическим конструктом и практическим воплощением.
Модель обуславливает связь, когерентность, целостность культуры.
Отечественные исследователи давно отмечали, что наряду с созданием ценностей культуры существуют требования к поведению человека, регулирующие распределение этих ценностей и отношения между людьми, получившие название норм.
В зависимости от их особенностей, сферы применения, строгости исполнения поведенческие нормы были разделены на
нравы, обычаи, традиции и обряды, законы.
Нравы —это моральные оценки допустимости тех или иных форм поведения, они не предполагают немедленного их исполнения, а ответственность за их нарушение меньше, чем во всех других нормах.

41
[стр. 59]

Образовательное пространство лингвистического вуза создает возможность освоения не только ценностей отечественной культуры, но и иных культур (в современных условиях уже не только европейских или американской).
Разница между восприятием ценностей представителями разных культур становится очевидной в условиях межкультурного взаимодействия.
Однако при всем отличии систем культурных ценностей и порядка иерархического расположения ценностей в системах, можно выделить группу таких, которые совпадают по содержанию и по характеру оценок, имеющих универсальный характер (например, негативная оценка таких явлений, как воровство, ложь и т.д.).
В качестве основных сфер существования культурных ценностей выделяются быт, идеология, религия и художественная литература.
Для феномена межкультурной коммуникации наибольшую значимость приобретает сфера быта, так как быт представляет собой хранилище исторической памяти культуры и является наибольшее устойчивым образованием из вышеназванных четырех.
Кроме того, бытовые ценности носят первичный характер по отношению к идеологии, религии и искусству.
Следовательно, бытовая сфера предоставляет человеку устойчивые ориентиры для приобщения к ценностям, жизни в условиях данной культуры.
При этом особенности собственной культуры, как правило, принимаются как само собой
разумеющееся и осознаются только при столкновении с отличными характеристиками, что происходит в условиях межкультурного общения.
При общении представителей разных культур культурная составляющая значения определяется родной культурой.
Для того, чтобы межкультурная коммуникация была эффективной и в процессе его участники могли выработать общий культурный компонент, необходимо


[стр.,60]

снабдить их информацией о том, каким образом и какие именно индексальные ценности представлены в языке, используемом для общения.
Для того, чтобы ценности индивидов не входили в противоречие друг с другом, культура вырабатывает социальные правила, которые представляют собой системы ценностей.
Таким образом, индивид воспринимает ситуацию как совокупность форм, интерпретируемых по определенным правилам.
Убеждения и ценности дают индивиду возможность соотносить их со своим внутренним состоянием и моделировать свое поведение.
При этом поведение не строится каждый раз заново, а конструируется в соответствии с моделями.
Модель одновременно идеальна и реальна, она носит предписывающий и описывающий характер, является теоретическим конструктом и практическим воплощением.
Модель обуславливает связь, когерентность, целостность культуры.
Отечественные исследователи давно отмечали, что наряду с созданием ценностей культуры существуют требования к поведению человека, регулирующие распределение этих ценностей и отношения между людьми, получившие название норм.
В зависимости от их особенностей, сферы применения, строгости исполнения поведенческие нормы были разделены на
традиции, обычаи, обряды, законы, нравы.
Нравы это моральные оценки допустимости тех или иных форм поведения, они не предполагают немедленного их исполнения, а ответственность за их нарушение меньше, чем во всех других нормах.

Обычаи общепринятые образцы действий, которые предписывают правила поведения людей в коммуникации частного характера (в отношениях с родственниками, соседями, публичное поведение человека, бытовой этикет со знакомыми и незнакомыми людьми и т.д.) Обычаи достаточно строго предписывают определенные модели поведения в типовых ситуациях.
Обычаи зачастую утрачивают связь с лежащей в их

[Back]