Основываясь на изученных в процессе исследования научных источниках, мы пришли к выводу, что приоритетными свойствами, характеризующими личность, обладающую готовностью к межкультурной коммуникации, являются следующие: а) духовно-нравственная направленность отношений и деятельности человека, которая базируется на достаточном уровне интеллектуально-культурного развития; б) творческая направленность личности, которая находит свое выражение как в культурно-коммуникативной деятельности, так и в стремлении к положительному преобразованию Рассмотрение научных источников по вопросам сущности и содержания качества готовности, позволяет отразить структурные компоненты общей культуры студентов в виде схемы (рисЛ). В приведенной структуре из ценностной составляющей исключен такой компонент, как религиозные ценности, в связи с тем, что вуз — учреждение светского образования. Таким образом, опираясь на имеющиеся психолого-педагогические исследования в области формирования готовности, принимая во внимание наше представление о структурной характеристике данного качества у студентов, мы представляем модель личности студента, обладающего готовностью к межкультурной коммуникации как системную совокупность следующих равноценных, взаимосвязанных компонентов: интеллектуально-мировоззренческого; духовно-нравственного; деятельностно-творческого (коммуникативно-творческого). Данная структурная характеристика готовности личности к межкультурной коммуникации является концептуальным основанием для построения педагогической системы формирования этой готовности и служит целевым ориентиром при моделировании данного педагогического процесса в образовательном пространстве вуза, выступая как подсистема педагогической модели. |
эффективности. Эти разные аспекты рассмотрения личности в рамках неравновесной, самоорганизующейся системы, какой является педагогическая (воспитательная) система, ведут к необходимости создания ее интегративной характеристики как основы для разработки педагогической модели. Многие исследователи отмечают сложность построения модели личности, что связано с многогранностью и сложностью личности человека. Не случайно до настоящего времени не сложилась целостная педагогическая модель формирования личности в образовательном учреждении, соответствующая современным условиям. Поэтому построение модели формирования того или иного состояния личности, например личности, обладающей общей культурой, так же представляет определенную сложность. В то же время, как свидетельствуют научные труды и практика работы вуза, можно представить модель общей культуры студентов в виде совокупности тех или иных качеств и базовых способностей, подлежащих формированию. В связи с этим можно говорить о модели культурной личности студента, представляемой посредством тех основных качеств, характеризующих культурную личность, которые: а) развиваются в личности (на основе общечеловеческих задатков к социальной жизни и сформировавшихся в опыте человека качеств); б) формируются вновь в специально организованных условиях культурного взаимодействия. Эту модель мы рассматриваем как подсистему в целостной педагогической модели формирования общей культуры студентов, определяющую целевой компонент последней. Основываясь на изученных в процессе исследования научных источниках, мы пришли к выводу, что приоритетными свойствами, характеризующими личность, обладающую общей культурой, являются следующие: 97 = духовно-нравственная направленность отношений и деятельности человека, которая базируется на достаточном уровне интеллектуального развития; = творческая направленность личности, которая находит свое выражение как в художественно-эстетической деятельности, так и в стремлении к положительному преобразованию самого себя и окружающей действительности. Рассмотрение научных источников по вопросам сущности и содержания общей культуры личности позволяет отразить структурные компоненты общей культуры студентов в виде схемы (рис. 1). В приведенной структуре из ценностной составляющей исключен такой компонент, как религиозные ценности, в связи с тем, что вуз учреждение светского образования. 98 Функциональные компоненты ^ Щ и компоненты гуманистический, коммуникативный, аксиологический, обучающий, нормативный, регулятивный, воспитательный ценности: витальные, социальные, политические, моральные, эстетические ПроявлёШттй Внешние: поведение деятельность Внутренние: такт, уважение другого человека, достоинство, ответственность, саморегулятивность Рис, 1. Структурная характеристика общей культуры студентов Таким образом, опираясь на имеющиеся психолого-педагогические исследования в области формирования общей культуры, принимая во внимание наше представление о структурной характеристике общей культуры студентов, мы представляем модель личности студента, обладающего общей культурой, как системную совокупность следующих равноценных, взаимосвязанных компонентов: интеллектуально-мировоззренческого; духовно-нравственного; деятельностно-творческого. Данная модель культурной личности является концептуальным основанием для построения педагогической системы формирования общей культуры и служит целевым ориентиром при моделировании процесса формирования общей культуры студентов во внеаудиторной деятельности, выступая как подсистема педагогической модели. Ставя целью опытно-экспериментальной части исследования формирование общей культуры студентов, в качестве концептуальной формулы работы вуза в этом направлении мы приняли следующую: «Интеллект + Нравственность + Творчество». Поясним данную формулу: ■ Под интеллектуально развитой личностью мы понимаем личность, усвоившую необходимый объем знаний («вузовский» объем знаний), позволяющий, согласуясь с жизненным опытом студента, создать определенный мировоззренческий базис для полноценного положительного социального взаимодействия и жизнедеятельности в целом. Данный мировоззренческий базис обеспечивает востребованность всех базовых ценностей культуры (витальных, моральных, социальных, политических, эстетических). * Нравственно развитая личность трактуется в настоящем исследовании как личность, усвоившая общечеловеческие гуманистические ценности, имеющая положительную нравственную позицию как наиболее соответст99 |