Проверяемый текст
Воронцова, Кира Валерьевна; Становление культурно-образовательного развивающего пространства лингвистического вуза в современных условиях (Диссертация 2006)
[стр. 96]

представленность научного и обыденного мировоззрения характерна и для студенческой среды.
Концепт и понятие характеризуют разные аспекты человеческого сознания и мышления.
Одним из главных факторов в их различении выступает культурная специфика концепта.
В его структуру входит все, что делает его фактом культуры: исходная форма, сжатая до основных признаков, история, современные ассоциации
(S.
Schiffer, S.
Steel).
Изучение научных источников, посвященных разработке теории концептов, позволило выявить, что концепт богаче понятия по содержанию и качественно отличается от него.
В концепте выделяются как конкретные, так и абстрактные, как рациональные, так и эмоциональные компоненты.

Более близким к сущности рассматриваемой нами проблемы представляется определение Д.С.
Лихачева, который указывает, что концепт не непосредственно возникает из значения слова, а является результатом столкновения словарного значения с личным и народным опытом человека.
Концепт существует в определенной «идеосфере»,
как «сгусток» культуры в сознании человека, то, в виде чего культура входит в его ментальный мир обусловленной кругом ассоциаций каждого отдельного человека, Каждый концепт может быть по-разному расшифрован в зависимости от конкретного контекста и индивидуальности «концептоносителя».
Д.С.
Лихачев подчеркивает роль формирования концептов в становлении мировоззрения человека
[67].
Для образования концептуальной системы в сознании человека, как указывает Р.И.
Павиленис, необходимо предположить существование некоторых исходных или первичных концептов, из которых затем развиваются все остальные: концепты как интерпретаторы смыслов все время поддаются дальнейшему уточнению и модификации
[77].
Они представляют собой не анализируемые сущности только в начале своего появления, но затем, оказываясь частью системы, попадают под влияние других концептов и сами видоизменяются.
Сама возможность
96
[стр. 105]

105 концепт является результатом когниции и может отражать один или несколько признаков объекта, необязательно существенных [36].
Ю.С.Степанов отличал концепт от понятия тем, что концепты не только мыслятся, что свойственно понятиям, но и переживаются.
Они являются предметом эмоций, симпатий и антипатий, а иногда и столкновений.
Он отмечает, что не всегда возможно проследить переход понятий в концепты и определить, что принадлежит обыденному, а что научному сознанию.
Целостный взгляд на мир современного человека образован тесным переплетением научного и наивного мировоззрения.
Концепт и понятие характеризуют разные аспекты человеческого сознания и мышления.
Одним из главных факторов в их различении выступает культурная специфика концепта.
В его структуру входит все, что делает его фактом культуры: исходная форма, сжатая до основных признаков, история, современные ассоциации
[240].
Изучение научных источников, посвященных разработке теории концептов, позволило выявить, что концепт богаче понятия по содержанию и качественно отличается от него.
В концепте выделяются как конкретные, так и абстрактные, как рациональные, так и эмоциональные компоненты.

Мышление человека невербально по своей природе, словесно выражаются мысли, предназначенные для сообщения.
Как свидетельствуют исследования в области антропоцентрических наук (культурологи, когнитивной лингвистики, психологии и др.), люди нередко владеют словами не на уровне их значений, а на уровне передаваемых ими смыслов, то есть концептов и концептуальных признаков.
В то же время, считается, что лучший доступ к определению природы концепта обеспечивает язык.
При этом существует точка зрения, согласно которой в качестве простейших концептов следует рассматривать концепты, представленные одним словом, а в качестве более сложных те, которые представлены в словосочетаниях и предложениях (Б.ЗсЫГГег, Б.
Бгее!).
Имеются и другие подходы к

[стр.,106]

рассмотрению характеристик концептов.
Суммируя их, отметим, что все более проявляется тенденция к множественной характеристике концепта, что отвечает его природе: часть концептуальной информации имеет языковую «привязку», то есть способы языкового выражения, но часть представляется в психике принципиально иным образом, то есть ментальными репрезентациями другого типа образами, картинками, схемами и проч.
Замечательный русский философ и культуролог С.А.АскольдовАлексеев определил концепт как мысленное образование, которое замещает нам в процессе мысли неопределенное множество предметов одного и того же рода.
Играя роль заместителей, концепты не являются простым отражением замещаемого ими множества значений.
Концепт это «выразительный символ», по мысли С.А.Аскольдова, обнаруживающий лишь потенцию совершить то или иное.
Более близким к сущности рассматриваемой нами проблемы представляется определение Д.С.Лихачева, который указывает, что концепт не непосредственно возникает из значения слова, а является результатом столкновения словарного значения с личным и народным опытом человека.
Концепт существует в определенной «идеосфере»,
обусловленной кругом ассоциаций каждого отдельного человека.
Каждый концепт может быть поразному расшифрован в зависимости от конкретного контекста и индивидуальности «концептоносителя».
Д.С.Лихачев подчеркивает роль формирования концептов в становлении мировоззрения человека.

Ю.С.Степанов определяет концепт как «сгусток» культуры в сознании человека, то, в виде чего культура входит в его ментальный мир.
Согласно концепции И.А.Стернина, концепт представляет собой идеальную сущность, кодирующуюся в сознании единицами универсальнопредметного кода чувственными образами, формирующимися на базе личного чувственного опыта человека.


[стр.,107]

Для образования концептуальной системы в сознании человека, как указывает Р.И.Павиленис, необходимо предположить существование некоторых исходных или первичных концептов, из которых затем развиваются все остальные: концепты как интерпретаторы смыслов все время поддаются дальнейшему уточнению и модификации.
Они представляют собой не анализируемые сущности только в начале своего появления, но затем, оказываясь частью системы, попадают под влияние других концептов и сами видоизменяются.
Сама возможность
интерпретировать разные концепты в разных отношениях свидетельствует о том, что и число концептов и объем содержания многих из них беспрестанно подвергается изменению.
По этому поводу, Л.В.Барсалоу пишет, что люди постоянно познают новые вещи в этом мире, и поскольку мир постоянно меняется, человеческое знание должно иметь форму, быстро приспосабливаемую к этим изменениям: основная единица передачи и хранения такого знания должна быть тоже достаточно гибкой и подвижной.
Е.С.Кубрякова утверждает, что отношения между концептом и значением обозначающего его слова, достаточно сложны: так, у союза «и» или «но» вряд ли можно постулировать значение, но концепты, которые за ними стоят, достаточно ясны (соединения, противопоставления и т.п.).
Она считает, что значением слова становится концепт, «схваченный знаком».
По своей сущности концепт определяется как смысловая структура, разворачивающаяся в диапазоне от генотипа до стереотипа.
Концепт явление разноуровневое, одновременно принадлежащее логической и интуитивной, индивидуальной и социальной, сознательной и бессознательной сферам (С.А.Аскольдов).
Этим объясняется произвольность, субъективизм в построении рядов концептов.
В концептах, принадлежащих к разным рядам, может заключаться разный объем информации.
Данный термин обладает «диффузным», несколько «размытым» содержанием, описывая которые невозможно «...избежать

[Back]