интерпретировать разные концепты в разных отношениях свидетельствует о том, что и число концептов и объем содержания многих из них беспрестанно подвергается изменению. Ученые единодушно считают концепт основной единицей культурной коммуникации, так как концепты выявляют взаимодействие всех основных антропологических факторов культуры: этнического, исторического, психологического, языкового и проч. Каждая из наук формирует свой взгляд на концепт. Являясь основной единицей культурологии, концепт воплощает ее междисциплинарный характер. Можно предположить в связи с этим, что культура —это передаваемая из поколения в поколение система концептов и констант. А также —модели их порождения и изменения. Концепт обычно имеет чувственную природу, конкретные концепты состоят из непосредственного отражения действительности сознанием, то есть из прямого первичного образа. Исследователи отмечают, что концепт в сознании отдельного человека может быть сугубо личностным, его субъективным, не совпадающим с концептом той или иной группы. В этом случае говорят, что «у него свое видение ...», «у него свое представление о чем-либо». Таким образом, концепт всегда индивидуален, так как основан на личном опыте каждого человека, определенном уровне его культуры, принадлежностью к определенному сообществу, индивидуальностью, но в то же время подвержен стандартизации. Практически весь процесс обучения может быть сведен к формированию концептов в сознании обучаемых. В частности это относится к обучению языку и развитию мышления в процессе обучения, которые рассматриваются как процесс формирования в сознании обучаемых стандартных, принятых в данном обществе за образец, концептов. При таком понимании концепт представляет собой квант структурированного знания и в силу этого имеет определенную, хотя и не жесткую структуру: он состоит из компонентов (концептуальных признаков). Эти компоненты представляют собой отдельные признаки 97 |
Для образования концептуальной системы в сознании человека, как указывает Р.И.Павиленис, необходимо предположить существование некоторых исходных или первичных концептов, из которых затем развиваются все остальные: концепты как интерпретаторы смыслов все время поддаются дальнейшему уточнению и модификации. Они представляют собой не анализируемые сущности только в начале своего появления, но затем, оказываясь частью системы, попадают под влияние других концептов и сами видоизменяются. Сама возможность интерпретировать разные концепты в разных отношениях свидетельствует о том, что и число концептов и объем содержания многих из них беспрестанно подвергается изменению. По этому поводу, Л.В.Барсалоу пишет, что люди постоянно познают новые вещи в этом мире, и поскольку мир постоянно меняется, человеческое знание должно иметь форму, быстро приспосабливаемую к этим изменениям: основная единица передачи и хранения такого знания должна быть тоже достаточно гибкой и подвижной. Е.С.Кубрякова утверждает, что отношения между концептом и значением обозначающего его слова, достаточно сложны: так, у союза «и» или «но» вряд ли можно постулировать значение, но концепты, которые за ними стоят, достаточно ясны (соединения, противопоставления и т.п.). Она считает, что значением слова становится концепт, «схваченный знаком». По своей сущности концепт определяется как смысловая структура, разворачивающаяся в диапазоне от генотипа до стереотипа. Концепт явление разноуровневое, одновременно принадлежащее логической и интуитивной, индивидуальной и социальной, сознательной и бессознательной сферам (С.А.Аскольдов). Этим объясняется произвольность, субъективизм в построении рядов концептов. В концептах, принадлежащих к разным рядам, может заключаться разный объем информации. Данный термин обладает «диффузным», несколько «размытым» содержанием, описывая которые невозможно «...избежать несоответствий между «логическим статусом» и их содержанием» [11. С. 127]. В то же время, ученые единодушно считают концепт основной единицей культурной коммуникации, так как концепты выявляют взаимодействие всех основных антропологических факторов культуры: этнического, исторического, психологического, языкового и проч. Каждая из наук формирует свой взгляд на концепт. Являясь основной единицей культурологии, концепт воплощает ее междисциплинарный характер. Можно предположить в связи с этим, что культура это передаваемая из поколения в поколение система концептов и констант. А также модели их порождения и изменения. Так, философ выделяет в концепте прежде всего абстрагирующие, универсальные моменты и модели. В философском понимании концепт ближе всего к понятию. Социолог рассуждает о концепте как «габитусе», то есть «системе устойчивых и переносимых дисциплин», «порождающих и организующих практики и представления» индивидов и социальных групп (П.Бурдье). Историк изучает философские, этнические, языковые и иные концепты под своим углом зрения. При этом речь может идти о концепте, который рассматривается, прежде всего, с точки зрения данного исторического период. В этимологии концепты представляют собой ключевые компоненты этнической картины мира, составляющие «адаптивную систему народа» (С.В.Лурье). Концепт всегда представляет собой часть целого, несущую на себе отпечаток системы в целом. Учитывая, что культурологическая идея в образовании принята нами за основополагающую в данном исследовании, имеет значение тот факт, что в культурологии признана мысль, что концепт микромодель культуры, а культура макромодель концепта. Концепт порождает культуру и порождается ею, входя во все звенья ее системы, выступая, одновременно, содержанием и формой культуры. Концепт обычно имеет чувственную природу, конкретные концепты состоят из непосредственного отражения действительности сознанием, то есть из прямого первичного образа. Исследователи отмечают, что концепт в сознании отдельного человека может быть сугубо личностным, его субъективным, не совпадающим с концептом той или иной группы. В этом 9 случае говорят, что «у него свое видение ...», «у него свое представление о чем-либо». Таким образом, концепт всегда индивидуален, так как основан на личном опыте каждого человека, определенном уровне его культуры, принадлежностью к определенному сообществу, индивидуальностью, но в то же время подвержен стандартизации. Практически цели обучения и воспитания можно свести к формированию концептов в сознании обучаемых. В частности это относится к обучению языку и развитию мышления в образовательном процессе вуза, которые рассматриваются как процесс формирования в сознании обучаемых стандартных, принятых в данном обществе за образец, концептов. При таком понимании концепт представляет собой квант структурированного знания и в силу этого имеет определенную, хотя и не жесткую структуру: он состоит из компонентов (концептуальных признаков). Эти компоненты представляют собой отдельные признаки объективной и субъективной действительности, дифференцированно отраженные в его содержании и различающиеся по степени абстрактности от предельно конкретно-образного, до высокой степени абстрактности. Концепт имеет многокомпонентную и многослойную структуру. С одной стороны, к ней принадлежит все то, что является компонентами понятия (объем класс предметов, который подходит под это понятие; содержание совокупность общих и существенных признаков понятия, соответствующих этому классу), а с другой стороны все то, что делает его фактом культуры: исходная форма (этимология), сжатая до основных |