Проверяемый текст
Коренская, Екатерина Геннадьевна; Эффективность отечественного препарата ксидифон в лечении остеопороза при системной красной волчанке в зависимости от показателей иммунного статуса (Диссертация 2007)
[стр. 108]

снижением костной массы и длительностью приема и кумулятивной дозой ГКС.
При этом больные РА с ОП достоверно чаще принимали ГКС per os и в достоверно более высокой средней суточной дозировке в пересчёте на преднизолон, чем больные с нормальными показателями прочности кости.
Полученная нами зависимость состояния костной ткани от ГКСтерапии может быть
объяснена тем, что в физиологическом состоянии ГКС играют важную роль в регуляции костного ремоделирования.
Однако при постоянном длительном экзогенном введении в супрафизиологических концентрациях они оказывают прямое рецептор-зависимое ингибирующее влияние на активность зрелых
ОБ, нарушают дифференцировку предшественников ОБ, снижают их способность прикрепляться к белкам костного матрикса, в результате чего ослабляется функциональная активность ОБ и подавляется образование и минерализация костного матрикса.
Подавляя экспрессию коллагена и усиливая его деградацию,
FKC оказывают катаболическое действие на костный матрикс и костную массу.
Имеются данные, что
ГКС способны влиять на активность и образование ОК.
ГКС оказывают ингибирующее влияние на экспрессию кальбидина-ИКоя — белка, принимающего непосредственное участие в транспорте кальция в кишечнике, а также усиливают почечную экскрецию и ослабляют канальциевую реабсорбцию фосфора и кальция.
Развивающееся в результате этого нарушение фосфорно-кальциевого обмена создает предпосылки для развития вторичного гиперпаратиреоза, описанного в среднем у четверти пациентов, длительно леченных ГКС.

На фоне лечения ГКС может наблюдаться снижение синтеза и метаболизма l,25(OH)2D3, а также число
VDR.
В результате подавления ГКС секреции половых гормонов, происходит уменьшение анаболического воздействия андрогенов на костную ткань,
и ускорение потери костной массы на фоне гипоэстрогении.
Таким образом, все эти факторы могут приводить к разобщению процессов костного обмена, проявляющегося подавлением формирования кости и усилением костной резорбции с неуклонно прогрессирующей, особенно при длительном приёме, 4 Щ
[стр. 30]

но OPG-RANK-RANKL.
Обнаружено, что ГКС уменьшают продукцию OPG и повышают выработку RANKL, что ведет к стимуляции созревания и повышению резорбтивной активности ОК (343).
ГКС повышают костную резорбцию не только путем воздействия на костные клетки, но также за счет подавления кишечной абсорбции кальция и увеличения экскреции кальция с мочой.
Необходимо иметь в виду, что ГКС ингибируют только активную кишечную абсорбцию кальция, в то время как пассивная диффузия через стенку кишечника несколько возрастает и становится основным механизмом поступления кальция в организм больных, леченных ГКС.
Следовательно, нарушение абсорбции кальция на фоне ГК-терапии может иметь особенно большое значение в развитии ОП при ограничении поступления кальция с пищей.
Возможные механизмы ГК-опосредованной ингибиции абсорбции кальция до конца не ясны, а полученные данные противоречивы.
Так, имеются данные о том, что на фоне лечения ГКС наблюдается снижение синтеза и метаболизма l,25(OH)2D3.
In vitro дексаметазон на 70% уменьшает образом образование РНК существенных изменений уровня метаболитов витамина D в сыворотке крови пациентов, получающих ГКС (71).
Показано, что in vivo ГКС ингибируют кишечный транспорт кальция по механизму, не зависящему от витамина D.
Кроме того, введение l,25(OH)2D3 не приводит к полной нормализации всасывания кальция (120).
Обнаружено влияние ГК на экспрессию кальбидинаDK28белка, принимающего непосредственное участие в транспорте кальция в кишечнике.
Имеются доказательства, что ГКС усиливают почечную экскрецию (113, 372) и ослабляют канальциевую реабсорбцию фосфора и кальция (209, 183).
Последнее также способствует снижению абсорбции кальция в кишечнике.
Все это вместе взятое создает предпосылки для развития вторичного гиперпаратиреоза, описанного у некоторых больных, длительно леченных ГКС (260), но этот факт всё ещё подвергается сомнению.
В то же время, паратиреоидэктомия предотвращает развитие ускоренной костной резорбции, ассоциированной с ГКС, из чего следует, что in vivo

[стр.,138]

от тяжести заболевания, возможно, обусловлена накоплением в процессе развития болезни повреждений внутренних органов и тканей, нарушающих нормальное функционирование различных систем организма, в том числе и костной.
Достоверной зависимости развития ОП от длительности СКВ нами выявлено не было.
Таким образом, выраженность нарушений костного метаболизма значительно больше зависит от степени накопления общего повреждения организма, а не от длительности процесса.
В литературе мнение исследователей по этому вопросу расходится, часть авторов, подобно нам, не находят зависимости частоты развития ОП от длительности СКВ (35), другие же выявили обратно пропорциональную корреляцию между длительностью болезни и состоянием МПКТ (293) с увеличением риска развития ОП (риск развития ОП составил 1,2 на каждый год заболевания).
Одной из причин потери костной массы может быть приём некоторых лекарственных препаратов, поэтому в данной работе мы изучали особенности терапии СКВ препаратами групп, обладающих возможным негативным влиянием на костную ткань и фосфорно-кальциевый обмен.
В результате нами была установлена связь между развитием вторичного ОП при СКВ и применением ГКС терапии.
Выявлена зависимость снижения костной массы от увеличения длительности приёма и кумулятивной дозы ГКС.
Дополнительно к этому, больные с более высокой активностью заболевания получают более высокие дозировки глюкокортикостероидов, оказывающей выраженные побочные эффекты, в том числе, и на костную ткань.
Полученная нами зависимость состояния костной ткани от ГКС-терапии может быть
связана с тем, что в физиологическом состоянии глюкокортикоиды играют важную роль в регуляции костного ремоделирования.
Однако, при постоянном длительном экзогенном введении в супрафизиологических концентрациях они оказывают прямое рецептор-зависимое ингибирующее влияние на активность зрелых
остеобластов, нарушают дифференцировку их предшественников, снижают их способность прикрепляться к белкам костного матрикса.
В результате
этого ослабляется функциональная активность

[стр.,139]

остеобластов и подавляется образование и минерализация костного матрикса (333, 188, 197, 187).
Подавляя экспрессию коллагена и усиливая его деградацию,
1ки оказывают катаоолическое действие на костный матрикс и костную массу.
Имеются данные, что
глюкокортикостероиды способны влиять на акобразование остеокластов (147, 124, 357) оказывают рующее влияние на экспрессию кальбидина-ОК28 —белка, принимающего непосредственное участие в транспорте кальция в кишечнике, а также усиливают почечную экскрецию (113, 372) и ослабляют канальциевую реабсорбцию фосфора и кальция (209, 183).
Развивающееся в результате этого нарушение фосфорно-кальциевого обмена создает предпосылки для развития вторичного гиперпаратиреоза, описанного в среднем у четверти пациентов, длительно леченных ГКС
(372).
На фоне лечения ГКС может наблюдаться снижение синтеза и метаболизма l,25(OH)2D3, а также число
рецепторов витамина Д.
В результате подавления ГКС секреции половых гормонов, происходит уменьшение анаболического воздействия андрогенов на костную ткань
(157, 291), и ускорение потери костной массы на фоне гипоэстрогении (56,284, 94).
Таким образом, всё это вместе взятое приводит к разобщению процессов костного обмена, проявляющегося подавлением формирования кости и усилением костной резорбции, с неуклонно прогрессирующей, особенно при длительном приёме, потере костной ткани и увеличению частоты развития остеопороза Мы также, как и большинство учёных придерживаемся мнения, что ГКСтерапия является частой причиной остеопороза при СКВ (130, 307).
В ряде проведённых ранее исследований также была выявлена ассоциация снижения МПКТ с длительностью лечения и кумулятивной дозой ГКС (293, 106, 190).
Некоторые продемонстрировали статистически достоверную зависимость снижения МПКТ в поясничном отделе позвоночника не только от кумулятивной, но и от суточной дозы ГКС (106).
Считается, что риск развития вторичного остеопороза у больных СКВ принимающих ГКС составляет 1,16 на каждый год лечения.

[Back]