Проверяемый текст
Свертков, Игорь Александрович. Политическая социализация молодежи в условиях трансформации России : конец XX - начало XXI века : автореферат дис. ... кандидата политических наук : 23.00.02 / Свертков Игорь Александрович; [Место защиты: Воронеж. гос. ун-т]. - Воронеж, 2010. - 22 с.
[стр. 115]

115 структурах.
Экстремальные условия взросления российской молодежи в совокупности с неверием молодых в возможность отстаивать свои интересы в сфере публичной политики приводит к поиску ими альтернативных путей достижения своих целей.
Кризисные явления в социально-экономической сфере жизни общества, сопровождающие процесс российской трансформации,
привели к
формированию у молодежи набора стереотипов, моделей поведения и ценностей, прямо противоположных демократическому типу личности.
К ним, прежде всего, можно отнести отрицание опыта старших поколений: стремление к успеху любой ценой, невзирая на моральные нормы; недоверие к формальным институтам власти, государству и обществу; нежелание отстаивать за свои права в сфере легальной политики, легальными методами.
Неспособность государства и общества противодействовать эскалации социальных проблем и конфликтов, связанных с интеграцией молодого поколения в социально-экономическую сферу, к середине первого десятилетия ХХ1-го века породили рост популярности радикальных и экстремистских молодежных организаций.

Проведенный автором социологический анализ процесса политической социализации российской молодежи под влиянием агентов политической социализации, в том числе и СМИ, позволил сделать определенные обобщения.
Анализ политических установок современной молодежи демонстрирует ее отстраненность и дистанцирование от политики, неготовность и нежелание участвовать в политическом и электоральном процессах.
Ответы респондентов на вопросы проведенного автором социологического исследования показали степень заинтересованности современной молодежи политическим процессами в обществе и в стране в целом.
В частности, в анкете был задан вопрос: «Интересуетесь ли Вы политикой?»
[стр. 9]

9 новые идеи и ценности в сознание индивида.
Обретающий социальную самостоятельность молодой человек в этих условиях сталкивается с труднейшей задачей освоением новых для себя и всего общества политических практик.
От формирования того или иного набора базовых ценностей у абсолютного большинства представителей молодого поколения во многом зависят перспективы развития общества.
2.
В периоды коренных социально-политических изменений резко увеличиваются возможности влияния контрагентов социализации.
Именно молодежь зачастую оказывается наиболее уязвимой социальной группой в трансформационных процессах.
Такое положение молодежи создает дополнительные возможности радикальным и экстремистским организациям по привлечению молодых людей в свои ряды.
Для гармонизации процесса политической социализации в этих условиях государству необходимо осуществлять системную работу в области решения социальноэкономических проблем молодежи, поддержке конструктивных молодежных политических организаций, заботе о досуге молодого поколения.
3.
Кризисные явления в социально-экономической сфере жизни общества, сопровождающие процесс российской трансформации,
стихийный, несистемный характер политической социализации ведут к формированию у молодых людей набора девиантных практик, моделей поведения и стереотипов, прямо противоположных демократическим ценностям.
Негативный характер изменений социального положения молодежи стал питательной базой для различных социальных отклонений.
Неразрешенность основных социально-экономических проблем молодого поколения, недоверие к органам власти, критическое отношение к политической системе общества обусловили социально протестное поведение значительной части российской молодежи.
4.
К середине первого десятилетия XXI века в процессе политической социализации российской молодежи активную роль стали играть радикальные и экстремистские движения.
Их активизация в крупнейших городах страны стала следствием недостаточного внимания федеральных и региональных властей к молодежным проблемам.
Лидирующее место в России по активности и популярности среди молодёжи заняли многочисленные праворадикальные группы, отличительными особенностями которых стали открытая демонстрация агрессии, склонность к экстремистским действиям и расовой нетерпимости.
Одним из основных очагов межэтнического насилия стал Воронеж.
Сложилась ситуация, когда массовый правовой нигилизм молодежи, распространение радикальных и экстремистских идей, рост числа преступлений на мотивах межнациональной розни могли привести к дестабилизации политической системы и стать угрозой поступательного развития общества.
5.
Система государственной молодежной политики в современной России мало способствует развитию автономной активности молодежи, ограничивает ее участие в процессе модернизации страны.
Системы работы с молодежью, ориентированной на учет потребностей этой важнейшей

[стр.,15]

15 этапа развития России оказывают непосредственное влияние на процесс политической социализации современной молодежи.
В первом параграфе «Условия и характер политической социализации молодежи в России начала ХХ1-го века» дается характеристика особенностей формирования системы политической социализации поколения россиян, родившихся в перестроечный период и после него.
Данное поколение выросло под воздействием ряда факторов, проявившихся в период упадка и слома советской политической системы и, как следствие, развала единой системы воспитания.
Произошла трансформация сложившегося механизма преемственности поколений.
Существовавшие ранее советские агенты политической социализации, находились в состоянии радикальной трансформации, вышедшей из-под государственного контроля.
Разрушение привычных многолетних социальных связей привело к стихийности процесса политической социализации молодежи.
Особенности ценностно-нравственной системы молодежи отражают специфику условий формирования первого поколения новой России, ключевым в которой, по мнению автора, является негативный социальноэкономический фон.
За двадцать лет реформ произошло резкое снижение экономического статуса российской молодежи, что привело к значительному углублению расслоения внутри этой социально-демографической группы.
С начала российской трансформации в конце 80-х годов XX века молодежь в нашей стране оказалась предоставлена самой себе.
Государственные молодежные программы недостаточно финансировались, молодежь была экономически незащищена, целенаправленную работу по политической социализации молодежи государство фактически не проводило.
Нестабильность, развал экономики, противоречивость политических процессов, и как следствие тяжелое материальное положение, низкий социальный статус, неопределенность будущего российской молодежи существенно подорвали авторитет государственных органов власти и доверие к ним в молодёжной среде.
Следствием бедственного положения стали пессимистичные взгляды на жизнь значительной части российской молодежи.
Нерешенность основных социальных проблем стала серьезным препятствием для становления молодежи как субъекта политики.
Неучастию молодежи в легальной политике способствовали представления о низких профессиональных и моральных качествах тех, кто находился во властных структурах.
Экстремальные условия взросления российской молодежи в совокупности с неверием молодых в возможность отстаивать свои интересы в сфере публичной политики приводит к поиску ими альтернативных путей достижения своих целей.
Кризисные явления в социально-экономической сфере жизни общества, сопровождающие процесс российской трансформации, привели к


[стр.,16]

16 формированию у молодежи набора стереотипов, моделей поведения и ценностей, прямо противоположных демократическому типу личности.
К ним, прежде всего, можно отнести отрицание опыта старших поколений; стремление к успеху любой ценой, невзирая на моральные нормы; недоверие к формальным институтам власти, государству и обществу; нежелание отстаивать за свои права в сфере легальной политики, легальными методами.
Неспособность государства и общества противодействовать эскалации социальных проблем и конфликтов, связанных с интеграцией молодого поколения в социально-экономическую сферу, к середине первого десятилетия ХХ1-го века породили рост популярности радикальных и экстремистских молодежных организаций.

Во втором параграфе «Радикализация российской молодежи: риски дестабилизации системы» проводится анализ влияния радикальных и экстремистских организаций на процесс политической социализации российской молодежи.
Нерешенность основных проблем молодежи как социальной группы привела к росту молодежного протестного потенциала.
Сторонники леворадикальных молодежных организаций все чаще стали принимать участие в коммунистических митингах.
При этом их отличием было то, что абсолютное большинство членов таких организаций вступало в них по идейным соображениям.
Основную массу молодых левых радикалов составляют студенты и учащиеся.
Переход на платное образование и отмена различных льгот также не добавили авторитета правительству, зато в значительной степени накалили социальную обстановку и подняли популярность леворадикальных движений.
Молодежь в таких организациях не видела для себя пути самореализации в рамках существующих возможностей легальной политики.
Получив необходимый опыт политической деятельности, а также значительную поддержку молодежи, леворадикальные молодежные организации все чаще стали координировать свои действия и искать контакты с другими оппозиционными силами.
Был предпринят ряд попыток сформировать объединенную леворадикальную молодежную организацию.
Появилась реальная угроза правящей элите со стороны леворадикальной молодежи, которая в случае объединения могла стать мощной агрессивной уличной силой.
Однако лидирующее место в России по активности и популярности среди молодёжи заняли многочисленные праворадикальные группы молодежи.
Причем их отличительными особенностями стали открытая демонстрация агрессии, склонность к экстремистским действиям и расовой нетерпимости.
Группы скинхедов чаще всего возникают именно в крупных и наиболее развитых городах там, где особенно заметно возникшее за последние годы в России социальное расслоение.
В большинстве своем скинхеды относятся вовсе не к «социальному дну», это дети «советского среднего класса», чей имущественный и социальный уровень резко снизился за годы реформ.

[Back]