Проверяемый текст
Поливина, Марина Анатольевна; Повседневная жизнь населения Северного Кавказа в годы гражданской войны 1917 - 1920 гг. (по материалам региональной периодики) (Диссертация 2008)
[стр. 137]

137 Советов.360 Наряду с этим, Донское правительство перекрыло вывоз продовольствия и угля в центральные районы.
В ответ Совнарком организовал военный поход на Дон.
В свою очередь, Черноморский съезд направил в Ростов-на-Дону «с целью политической демонстрации» малые миноносцы, тральщики, несколько сотен матросов.
17 ноября Дон был л / 11 ■ объявлен на военном положении/ Очевидно, что левые силы, прежде всего, большевики сдаваться намерены не были.
В частности, об этом свидетельствовало воззвание большевистской фракции Совета рабочих и солдатских депутатов и Ростово-Нахичеванского комитета РСДРП, опубликованное в местной социалистической прессе и вышедшее в 1917 году: «О сплочении сил в борьбе за сохранение Советской власти в Донской области».
В
нем в частности отмечалось «Товарищи и граждане!..
Все вы, рабочие, солдаты, крестьяне и трудовые казаки, должны немедленно сплотиться вокруг Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов,
•.все вы должны встать, под их руководство, и только их распоряжениям, распоряжениям нашего Военно-революционного комитета подчиняться».3 2 В целом, октябрьские события поставили социалистические партии перед непростым выбором.
И если для кадетов и умеренных социалистов он был очевиден (к примеру, Екатеринодарская городская дума 28 октября назвала переворот «актом измены и государственным преступлением» и санкционировала вхождение представителей левых сил в казачье правительство), то для более левой массы, так или иначе влиявшей на меньшевиков и эсеров, этот выбор был мучительным.
В 360 Венков A.B.
Антибольшевистское движение на Юге России на начальном этапе гражданской войны.
Ростов-н/Д., 1995.
С.25.
3 Там же.
С.41-42.
362 Партийный архив Ростов.
Обкома КПСС, Ростовский областной государственный архив.
Документы героических лет.
19171920
гг.
Ростов-н/Д., 1987.
С.8 8 .
[стр. 62]

С самого начала гражданской войны перед различными действующими в регионе общественно-политическими силами возникла проблема по достижению единства и согласия среди своих сторонников в регионе, в связи с чем, задача достижение данной целости ставилась руководством этих сил и перед местной периодической печатью.
Об этом свидетельствует «Воззвание большевистской фракции Совета рабочих и солдатских депу татов и РостовоНахичеванского комитета РСДРП»: «О сплочении сил в борьбе за сохранение Советской власти в Донской области» вышедшее в 1917 г.
и широко опубликованном в местной большевистской прессе.
В нем в частности отмечалось: «Товарищи и граждане!..
Все вы, рабочие, солдаты, крестьяне и трудовые казаки, должны немедленно сплотиться вокруг Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов,
все вы должны встать, под их руководство, и только их распоряжениям, распоряжениям нашего Военно-революционного комитета подчиняться».10 5 Позиция местной печати в решении данной задачи по достижению политического единства была очень важна.
Поэтому ее работе в этом направлении руководство различных военно-политических лагерей придавало большое значение.
Так, совместное заседание Совета рабочих и солдатских депутатов Усть-Белокаменского горного района с представителями местных партийных организаций постановило: «Усть-Белокаменский Совет рабочих и солдатских депутатов считает необходимым переход всей власти в руки демократии, введение рабочего контроля над фабриками, заводами, шахтами, банками и проч.
И конфискацию земель».
Далее этот местный Совет требует от ЦИК принятия мер: «1.
К закрытию буржуазных газет, натравливающих друг на друга солдат, рабочих, крестьян и казаков.
2.
К широкому вооружению рабочих.
62 105 Парт, архив Ростов.
Обкома КПСС, Рост.
обл.
гос.
архив.
Документы героических лет.
1917 1920
п \ Ростов-н/Д., 1987.
С.88.


[стр.,89]

циалыюе бытие, было лишь отражением борьбы классов, партий и общественно-политических течений.
Только в этом качестве ее существование было оправдано, поскольку оно имело общественно-политический смысл, дающий ей само право на жизнь.
Поэтому нейтралитет в гражданскую войну воспринимался в контексте пропагандистских лозунгов всеми ее действующими сторонами как худшее проявление человеческой натуры, не желающей разделить со всем общественным организмом бремя социальных потрясений и неотвратимых перемен.
В соответствии с этим, борьба, которую вели на фронтах различные стороны в гражданском конфликте, была в том числе, борьбой целого и отдельной личности, которая в годы всеобъемлющих потрясений и не смотря на них, все еще продолжала отстаивать свое право на автономное, не зависимое существование.
Большевистская печать в регионе Северного Кавказа в данный период декларировала то, что время автономного личностного бытия уже заканчивалось, только в рамках социального целого, отдельная личность могла найти стабильность в море социального хаоса и общественного распада.
Только принадлежность к большевистскому военно-политическому лагерю давало оправдание ее существованию, наполняло ее бытие социальным смыслом и целесообразностью в годы основополагающих потрясений.
Об этом свидетельствовало воззвание большевистской фракции Совета рабочих и солдатских депутатов и РостовоНахичеванского комитета РСДРП, опубликованное в местной социалистической прессе и вышедшее в 1917 году: «О сплочении сил в борьбе за сохранение Советской власти в Донской области».
В нем в частности отмечалось «Товарищи и граждане!..
Все вы, рабочие, солдаты, крестьяне и трудовые казаки, должны немедленно сплотиться вокруг Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов,
все вы должны встать, под их руководство, и только 89

[стр.,90]

их распоряжениям, распоряжениям нашего Военно-революционного комитета подчиняться».146 В условиях полного хаоса и всеобщего распада, невыносимых по сложности обстоятельств сложившихся в ходе боевых действий, внешних неблагоприятных факторов все это давало возможность на страницах региональной прессы выйти из пространства реальной действительности, бытие в которой было чрезвычайно сложным и небезопасным и переместится совершенно на иной уровень, в котором все повседневные воинские невзгоды не играли никакой роли, где существование человека протекало в совершенно иных социокультурных рамках и давало ощущение причастности ж некому великому, грандиозному, способному решит все проблемы человеческого бытия.
Этот выход в суровых военных обстоятельствах за пределы обычного, повседневного, бытия и совершался благодаря массовой большевистской печати, отражающей новую картину мира и систему ценностей, главное место в которой, занимали не те факторы, которые были связанны с обычным человеческим существованием того или иного бойца или командира, а те, что соотносились с идеальными целями человеческого бытия.
Наличие этих идеальных целей и масштабных исторических задач, которые ставила большевистская пресса перед человеком в годы гражданской войны, предоставляли ему возможность обрести исторический смысл своего бытия, который был тесным образом связан с идеальными целями общественного развития.
Газеты главные органы большевистской пропаганды, постоянно подчеркивали единство целей и задач трудящихся масс в гражданской войне, и всемирный, вселенский характер противостояния «труда и капитала»: «Это выдвигает новые задачи совместной, сплоченной борьбы всех работников за уничтожение голода, нищеты, эксплуатации».147Таким образом, Октябрьская революция в образах большевистской агитации и пропаганды являлась той отправной точкой в мировой истории, которая олицетворяла переиб Партийный архив Ростов.
Обкома КПСС, Ростовский областной государственный архив.
Документы героических лет.
19171920 гг.
Ростов-н/Д., 1987.
С.88.

147 ГАКК.
Ф.
Р-411.
Оп.2.
Д.363.
Л.
16.
90

[Back]