Проверяемый текст
Поливина, Марина Анатольевна; Повседневная жизнь населения Северного Кавказа в годы гражданской войны 1917 - 1920 гг. (по материалам региональной периодики) (Диссертация 2008)
[стр. 155]

155 Бесчинства и грабежи красных отрядов, принудительные меры по вывозу продовольствия в революционный центр, реквизиции, поборы с казачьего населения повлекли за собой казачьи восстания и поворот их вправо, к Добровольческой армии.
Примечательно, что большевистские лозунги носили бескомпромиссный характер.
Они не предполагали даже малейшего намека на возможность примирения различных социальных сил и звали к беспощадному истреблению всех военно-политических противников Советской власти.
Так, например, в обращении Екатеринодарского комитета РКП(б) к трудящимся города есть такие строки: «К оружию! Лучше смерть в бою, нежели допустить позор издевательства над собой вечных врагов.
Буржуазия и ее приспешники изо всех сил рвутся к
победе».403 Соответственно, основная ставка большевиками была сделана на формирование войсковых частей и активизацию борьбы с противником.
Так, «Кубанская правда» отмечала: «Т.Борисенко, указывая на ответственный момент, призывает участников съезда, приехавших на места, организовать Красную Армию, которую немедля отправить на фронт против Филимоновцев».404 Образ о вражеском окружении, которое не дает обществу выйти из состояния кризиса и препятствует нормализации общественнополитической ситуации, являлся в это время доминирующим.
Так, в воззвание коммунистов большевиков на Кубани, вышедшее в 1918 г., содержало следующие положения: «Мы окружены врагами, они ожидают только удобного момента для уничтожения пролетарской власти! Мы окружены врагами со всех сторон проклятыми империалистами, и они не только окружают нас, но и находятся в нашей
«АЛ Б ор ьба за С о в е т с к у ю вл а сть н а К у б а н и в 1917-1920 г.г./ С б .
д о к у м е н то в и м атериалов.
К р а сн о д а р , 1957.

С.287.
404 К убан ская правда.
1918.
№ 7.
[стр. 84]

рообразующим элементом общественной жизни и превратилась в подчиненное социально-политическим, идеологическим факторам, приложение к общественным и политическим процессам.
Местная большевистская печать фиксировала также такое явление как распространение насилия в годы гражданской войны и повсеместное обесценивание человеческой жизни.
При этом сами большевистские газетные лозунги носили бескомпромиссный характер, они не предполагали даже малейшего намека на возможность примирения различных социальных сил и звали к беспощадному истреблению всех военно-политических противников Советской власти.
Так, например, в обращении Екатеринодарского комитета РКП б к трудящимся города есть такие строки: «К оружию! Лучше смерть в бою, нежели допустить позор издевательства над собой вечных врагов.
Буржуазия и ее приспешники изо всех сил рвутся к
победе...».1 4 1 В период гражданской войны основные военно-политические лагеря декларировали своей главной целью достижение блага для простого человека, создания для него таких условий, которые бы давали возможность выйти из кризисного существования и обрести устойчивое, стабильное положение в новой формирующейся общественной системе.
Судя по материалам местной прессы, большевики полагали, что данную цель можно будет достигнуть путем дальнейшего продолжения и радикализации общественных перемен, их основные противники видели возможность ее достижения в возвращении к традиционным ценностям и устоям российского общества.
В реальности оба этих движения, как и остальные политические и социальные силы в стране посредством массовой печати стремились использовать человека как средство в достижении собственных политических целей.
В российском обществе утвердилось в тот период представление о том, что для того, что бы достигнуть благотворных для общества в целом перемен, необходимо использовать человека как сырой материал истории, как своего рода кирпич для построе1Борьба за Советскую власть на Кубани в 1917-1920 г.г./Сб.
документов и материалов.
Краснодар, 1957.

84

[стр.,101]

редний план выступил фактор военной конфронтации, вооруженного противостояния и общего классового и социального раскола.
Под его влиянием формировались новые ценностные установки и ориентиры и основанные на них новые стереотипы массового сознания, его символические образы, отражающие кризисный этап общественного развития.
Исходя из этого, внутреннее состояние личности в годы гражданской войны с течением времени все более стало определяться пропагандистскими установками, порождавшими все новые «кризисные» образы массового сознания.
В годы гражданской войны на передний план вышел формируемый в том числе и средствами периодической печати образ о вражеском окружении, которое не даст обществу выйти из состояния кризиса и препятствует нормализации общественно-политической ситуации.
Так, в воззвание коммунистов большевиков на Кубани, вышедшее в 1918 г., содержало следующие положения: «Мы окружены врагами, они ожидают только удобного момента для уничтожения пролетарской власти! Мы окружены врагами со всех сторон проклятыми империалистами, и они не только окружают нас, но и находятся в нашей
среде! Не далеко их искать! Наши враги прикрываются различными масками.
Кто такие беспартийные.
Это те же контрреволюционеры, только временно переменившие свою вывеску.
Затем предатели меньшевики и правые эсеры, неустанно агитирующие в массах.
Это Вам товарищи хорошо известно.
Но и между нами большевиками коммунистами есть лица, примкнувшие к нам с единственной целью, разрушить нашу дорогую революцию...
Товарищи! Я обращаюсь к Вам, осмотритесь, что творится вокруг.
Сколько таких личностей в нашем Совете не признающих Советской Власти, и агитирующих то, явно, то тайно! Товарищи им не место между нами...
Не судите о людях по их разговору и красным речам...
наши противники под личиной коммунизма пролезают к нам!»159 101 159Газета « Кубанская правда».
1918.
25 мая.

[Back]