156 среде! Не далеко их искать! Наши враги прикрываются различными масками. Кто такие беспартийные. Это те же контрреволюционеры, только временно переменившие свою вывеску. Затем предатели меньшевики-и правые эсеры, неустанно агитирующие в массах. Это Вам товарищи хорошо известно. Но и между нами большевиками коммунистами есть лица; примкнувшие к нам с единственной целью, разрушить нашу дорогую революцию... Товарищи! Я обращаюсь к Вам, осмотритесь, что творитсявокруг. Сколько таких личностей в нашем Совете не признающих Советской Власти, и агитирующих то явно, то тайно! Товарищи им не место между нами... Не судите о людях по их разговору и красным речам... наши противники под личиной коммунизма пролезают к нам!»405 В принципе, большевистской пропаганде; не отягощенной конструктивными предложениями; прежде всего, нашел свое отражение широко распространенный лозунг: «кто не снами тот против нас». Это был не просто лозунг, обладавшей емкой словесной формулой, он отражал важнейшую установку политизированного сознания того времени: нейтралитет невозможен, каждый должен определиться со своим выбором. Для разворачивающей свою деятельность пропагандистской машины отдельной личности не существовало. Не не могло быть как самостоятельного, автономного субъекта социальнополитической жизни; ее социальное бытие было лишь отражением борьбы классов, партий и общественно-политических течений. Только в этом качестве ее существование было оправдано, поскольку оно имело общественно-политический смысл, дающий ей само право на жизнь. Поэтому нейтралитет в гражданскую войну воспринимался в контексте пропагандистских лозунгов всеми ее действующими сторонами как худшее проявление человеческой натуры, не желающей разделить со всем 40' Кубанская правда. 1918.25 мая. |
Эта характерная особенность периодической печати периода гражданской войны нашла свое выражение в публицистических материалах тех лет. Она же проявлялась и в ответной реакции масс на нее, в частности в письмах «простых людей» в печатные органы и органы государственной власти. В них особенно ярко было выражено желание «обычного» человека помочь прессе в распространении «самых правильных и совершенных идей на земле». Так, в письме неизвестного автора говорилось: «Примите все меры к тому, чтобы везде, повсюду во всех углах нашей необъятной родины народ, трудящиеся были бы осведомлены о всех Ваших действиях на благо всему трудящемуся люду. Буржуазных и лже-социапистических газет повсюду, куда не приходишь, сколько угодно, а Ваших почти нет. Ваши газеты должны быть всюду в каждой волости, в каждом городе. Не жалейте на это средств...».145 Согласно установкам, распространяемым в большевистскойпрессе в период гражданской войны, у отдельной личности не было возможности уклониться от выполнения своей социальной роли, предопределенной кризисом, существуя в его границах, она неизбежно несла свою долю ответственности за все то, что происходило в окружающем мире. Становясь составной частью, элементом коммунистического общественно-политического движения, она неизбежно должна принять его цели и задачи, а также действовать в соответствии с его идеологическими и ценностными принципами. В соответствии с этим, в большевистской прессе времени гражданской войны нашел свое отражение широко распространенный лозунг: «кто не снами тот против нас». Это был не просто лозунг, обладавшей емкой словесной формулой, он отражал важнейшую установку политизированного сознания того времени: нейтралитет не возможен, каждый должен определиться со своим выбором. Для разворачивающих свою деятельность на фронтах гражданской войны пропагандистских машин красных, зеленых, белых отдельной личности не существовало. Ее не могло быть и как самостоятельного, автономного субъекта социально-политической жизни, ее со8 8 Ы 5ГАРФ. Ф. 1235. Оп. 53. Д67.Л.7. циалыюе бытие, было лишь отражением борьбы классов, партий и общественно-политических течений. Только в этом качестве ее существование было оправдано, поскольку оно имело общественно-политический смысл, дающий ей само право на жизнь. Поэтому нейтралитет в гражданскую войну воспринимался в контексте пропагандистских лозунгов всеми ее действующими сторонами как худшее проявление человеческой натуры, не желающей разделить со всем общественным организмом бремя социальных потрясений и неотвратимых перемен. В соответствии с этим, борьба, которую вели на фронтах различные стороны в гражданском конфликте, была в том числе, борьбой целого и отдельной личности, которая в годы всеобъемлющих потрясений и не смотря на них, все еще продолжала отстаивать свое право на автономное, не зависимое существование. Большевистская печать в регионе Северного Кавказа в данный период декларировала то, что время автономного личностного бытия уже заканчивалось, только в рамках социального целого, отдельная личность могла найти стабильность в море социального хаоса и общественного распада. Только принадлежность к большевистскому военно-политическому лагерю давало оправдание ее существованию, наполняло ее бытие социальным смыслом и целесообразностью в годы основополагающих потрясений. Об этом свидетельствовало воззвание большевистской фракции Совета рабочих и солдатских депутатов и РостовоНахичеванского комитета РСДРП, опубликованное в местной социалистической прессе и вышедшее в 1917 году: «О сплочении сил в борьбе за сохранение Советской власти в Донской области». В нем в частности отмечалось «Товарищи и граждане!.. Все вы, рабочие, солдаты, крестьяне и трудовые казаки, должны немедленно сплотиться вокруг Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, все вы должны встать, под их руководство, и только 89 редний план выступил фактор военной конфронтации, вооруженного противостояния и общего классового и социального раскола. Под его влиянием формировались новые ценностные установки и ориентиры и основанные на них новые стереотипы массового сознания, его символические образы, отражающие кризисный этап общественного развития. Исходя из этого, внутреннее состояние личности в годы гражданской войны с течением времени все более стало определяться пропагандистскими установками, порождавшими все новые «кризисные» образы массового сознания. В годы гражданской войны на передний план вышел формируемый в том числе и средствами периодической печати образ о вражеском окружении, которое не даст обществу выйти из состояния кризиса и препятствует нормализации общественно-политической ситуации. Так, в воззвание коммунистов большевиков на Кубани, вышедшее в 1918 г., содержало следующие положения: «Мы окружены врагами, они ожидают только удобного момента для уничтожения пролетарской власти! Мы окружены врагами со всех сторон проклятыми империалистами, и они не только окружают нас, но и находятся в нашей среде! Не далеко их искать! Наши враги прикрываются различными масками. Кто такие беспартийные. Это те же контрреволюционеры, только временно переменившие свою вывеску. Затем предатели меньшевики и правые эсеры, неустанно агитирующие в массах. Это Вам товарищи хорошо известно. Но и между нами большевиками коммунистами есть лица, примкнувшие к нам с единственной целью, разрушить нашу дорогую революцию... Товарищи! Я обращаюсь к Вам, осмотритесь, что творится вокруг. Сколько таких личностей в нашем Совете не признающих Советской Власти, и агитирующих то, явно, то тайно! Товарищи им не место между нами... Не судите о людях по их разговору и красным речам... наши противники под личиной коммунизма пролезают к нам!»159 101 159Газета « Кубанская правда». 1918. 25 мая. |