157 общественным организмом^ бремя социальных потрясений и: неотвратимых перемен; В соответствии с этим, борьба* которую вели на фронтах, была в том числе, борьбой целого и отдельной личности, которая в годы всеобъемлющих потрясений и, несмотря на них, все еще продолжалаотстаивать свое право на автономное, независимое существование. Большевистская* печать в регионе декларировала то* что время автономного личностного бытия уже заканчивалось, только в рамках социального целого, отдельная личность могла найти стабильность в море социального хаоса и .общественного распада. Только; принадлежность, к большевистскому военно-политическому лагерю давала оправдание ее существованию, наполняло ее бытие социальным; смыслом: Нередко, на страницах большевистской’ прессы объективная оценка сложившейся ситуации, прямо заменялась мифическими образами сознания; В этой связи, в газетных публикациях тех лет постоянно присутствовало простое объяснение сложных.общественно-политических событий и явлений; Так, газета «Донские известия» писала: «Положение внутри страны, всем известно и буквально граничит с голодом; Уже голодают столицы; города, крупные центры ицелые губернии; Ни на минуту не нужно забывать, что все эти бедствия ложатся исключительно на трудовой класс, а в том» числе и на крестьянство, так как банкиры, помещики, купцы, фабриканты, всякого рода спекулянты, мародеры и вообще все паразиты и все нажившиеся на народном горе, обладают награбленным капиталом, и по-прежнему ни чем не нуждаются: за крупные деньги они получают все, что угодно, способствуя, той спекуляции, от которой страдают... люди честные чрудовые».406 Судя по газетным материалам, установление мифической первопричины должно было способствовать и появлению таких же 406 Опасность впереди //Д онские известия. 1918.23 апреля. С.2. |
Уральцев и Горцев Кавказа, день заднем освобождают от гнета комиссаров и самодержавия Троцкого все новые города и деревни Нашей Великой Страдалицы Родины России... Небольшие отряды отважных и верных Родине сынов выросли в большую и славную Русскую армию, огненным кольцом окружившей Совдепию». В данном случае, мы можем также наблюдать попытку объяснения такого сложного общественно-политического явления, как всеобъемлющий вооруженный конфликт, с помощью простых, устоявшихся мифологизированных стереотипов сознания. Нередко, на страницах местной периодической прессы объективная оценка, сложившейся ситуации, заменяется мифическими образами сознания. В этой связи, в газетных публикациях тех лет постоянно присутствовало простое объяснение сложных общественно-политических событий и явлений. Так, газета «Донские известия» от 23 апреля 1918 г. писала: «Положение внутри страны всем?известно и буквально граничит с голодом. Уже голодают столицы, города, крупные центры и целые губернии. Ни на минуту не нужно забывать, что все эти бедствия ложатся, исключительно на трудовой класс, а в том числе и на крестьянство, так как банкиры, помещики, купцы, фабриканты, всякого рода спекулянты, мародеры и вообще все паразиты и все нажившиеся на народном горе, обладают награбленным капиталом, и по-прежнему ни в чем не нуждаются: за крупные деньги они получают все, что угодно, способствуя, той спекуляции, от которой страдают... люди честные трудо83 вые». Судя по газетным материалам времен гражданской войны установление мифической первопричины должно было способствовать и появлению таких же способов ее устранения, а следовательно, выходу из сложившегося кризисного состояния, преодолению существующих политических проблем. Так, газета «Кубанская правда» от 16 марта 1918 г. отмечала: «Никакого другого пути нет, только когда буржуазия будет разбита и подавлена оконча50 82 ГЛКК. ф . Р 411. On 2. Д.255. Л.8. 83 Опасность впереди // Донские известия. 1918. 23 апреля. С.2. циалыюе бытие, было лишь отражением борьбы классов, партий и общественно-политических течений. Только в этом качестве ее существование было оправдано, поскольку оно имело общественно-политический смысл, дающий ей само право на жизнь. Поэтому нейтралитет в гражданскую войну воспринимался в контексте пропагандистских лозунгов всеми ее действующими сторонами как худшее проявление человеческой натуры, не желающей разделить со всем общественным организмом бремя социальных потрясений и неотвратимых перемен. В соответствии с этим, борьба, которую вели на фронтах различные стороны в гражданском конфликте, была в том числе, борьбой целого и отдельной личности, которая в годы всеобъемлющих потрясений и не смотря на них, все еще продолжала отстаивать свое право на автономное, не зависимое существование. Большевистская печать в регионе Северного Кавказа в данный период декларировала то, что время автономного личностного бытия уже заканчивалось, только в рамках социального целого, отдельная личность могла найти стабильность в море социального хаоса и общественного распада. Только принадлежность к большевистскому военно-политическому лагерю давало оправдание ее существованию, наполняло ее бытие социальным смыслом и целесообразностью в годы основополагающих потрясений. Об этом свидетельствовало воззвание большевистской фракции Совета рабочих и солдатских депутатов и РостовоНахичеванского комитета РСДРП, опубликованное в местной социалистической прессе и вышедшее в 1917 году: «О сплочении сил в борьбе за сохранение Советской власти в Донской области». В нем в частности отмечалось «Товарищи и граждане!.. Все вы, рабочие, солдаты, крестьяне и трудовые казаки, должны немедленно сплотиться вокруг Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, все вы должны встать, под их руководство, и только 89 |