158 способов ее устранения и, следовательно, выходу из сложившегося кризисного состояния, преодолению существующих политических проблем. Так, газета «Кубанская правда» отмечала: «Никакого другого пути нет, только когда буржуазия будет разбита и подавлена окончательно».407Таким образом, действительно важные и серьезнейшие проблемы политической действительности того времени представлялись упрощенно-мифологически. В рассматриваемый период в общественное сознание большевики активно внедряли идею о политическом единстве участников строительства нового мира. Поэтому в нейнередки былиматериалы такого содержания: «Мы горцы теперь лучше устроим свою-жизнь. Мы вполне искренне верим Революционной Советской!власти, избавившей нас от рабства, гнета и насилия царских генералов, и долг наш идти рука об руку с истинными вождями Великой Революции русского народа, который, мы уверенны, не будет на нас смотреть, как на пасынков, а ‘108 будет смотреть как на своих друзей, товарищей и братьев по труду».* Таким образом, органы большевистской пропаганды, постоянно подчеркивали единство целей и задач трудящихся, масс в гражданской войне, и всемирный, вселенский' характер противостояния «труда и капитала»: «Это выдвигает новые задачи совместной, сплоченной борьбы всех работников, за уничтожение голода, нищеты, эксплуатации».409 Октябрьская революция в образах большевистской агитации и пропаганды являлась той отправной точкой в мировой истории, которая олицетворяла перелом человеческого существования и рождение «Нового мира», который зачеркивал предыдущую историю человечества: «близок час расплаты за все преступления. Революция побеждает, и как бы искусно вы не лгали, чем бы вы ни прикрывались, 407 К у б а н ск а я правда. 1918. 16 марта. С . 3. 408 Г А К К . Ф . Р -4 1 1. О п .2 . Д.334. Л .1 11. 409 Г А К К . Ф . Р -4 1 1. О п.2 . Д .363. Л .1 6. |
жек... кровью отстаивают свободу трудящихся».7 В этой связи, местная печать фиксировала тот исторический факт, что в политической повседневности гражданской войны наличие данных межэтнических процессов выражалось в формировании отношения тех или иных социальных групп, представляющих этносы и национальные сообщества северокавказского населения к процессу основополагающих преобразований в региональном социуме. Исходя из этого, местная пресса в рассматриваемый период пыталась внедрить в общественное сознание идею о политическом единстве участников строительства нового мира, либо если брать не большевистскую, а белую прессу идею о межэтническом единстве, в борьбе за воссоздание Единой и Неделимой России. Поэтому в ней не редки были материалы такого содержания: «Мы горцы теперь лучше устроим свою жизнь. Мы вполне искренне верим Революционной Советской власти, избавившей нас от рабства, гнета и насилия царских генералов, и долг наш идти рука об руку с истинными вождями Великой Революции русского народа, который, мы уверенны, не будет на нас смотреть, как на пасынков, а будет смотреть как на своих друзей, товарищей и братьев гго груду».71 Таким образом, в региональной прессе всемерно популяризировалась идея о том, что сторонники коренных общественно-политических преобразований в своей непосредственной практической деятельности исходят из того, что как перед русским народом, гак и перед иными народами, находящимися в региональном пространстве, стоят идентичные задачи, имеющие единый характер для представителей всех национальностей, бывшей Российской империи. Региональная периодика в своих публикациях отстаивала ту мысль, что не существует отдельных политических интересов у горских народов Северного Кавказа, у Кубанского казачества или представителей иных этнических групп. Все этносы в регионе имеют, в ходе процесса общественного переустройства, общие интересы и цели и конечным итогом их реализации, должно 44 73Газета «Городская беднота». № 6. 1919. 71ГЛКК. Ф. Р-411. Он.2. Д.334. Л.111. Уральцев и Горцев Кавказа, день заднем освобождают от гнета комиссаров и самодержавия Троцкого все новые города и деревни Нашей Великой Страдалицы Родины России... Небольшие отряды отважных и верных Родине сынов выросли в большую и славную Русскую армию, огненным кольцом окружившей Совдепию». В данном случае, мы можем также наблюдать попытку объяснения такого сложного общественно-политического явления, как всеобъемлющий вооруженный конфликт, с помощью простых, устоявшихся мифологизированных стереотипов сознания. Нередко, на страницах местной периодической прессы объективная оценка, сложившейся ситуации, заменяется мифическими образами сознания. В этой связи, в газетных публикациях тех лет постоянно присутствовало простое объяснение сложных общественно-политических событий и явлений. Так, газета «Донские известия» от 23 апреля 1918 г. писала: «Положение внутри страны всем?известно и буквально граничит с голодом. Уже голодают столицы, города, крупные центры и целые губернии. Ни на минуту не нужно забывать, что все эти бедствия ложатся, исключительно на трудовой класс, а в том числе и на крестьянство, так как банкиры, помещики, купцы, фабриканты, всякого рода спекулянты, мародеры и вообще все паразиты и все нажившиеся на народном горе, обладают награбленным капиталом, и по-прежнему ни в чем не нуждаются: за крупные деньги они получают все, что угодно, способствуя, той спекуляции, от которой страдают... люди честные трудо83 вые». Судя по газетным материалам времен гражданской войны установление мифической первопричины должно было способствовать и появлению таких же способов ее устранения, а следовательно, выходу из сложившегося кризисного состояния, преодолению существующих политических проблем. Так, газета «Кубанская правда» от 16 марта 1918 г. отмечала: «Никакого другого пути нет, только когда буржуазия будет разбита и подавлена оконча50 82 ГЛКК. ф . Р 411. On 2. Д.255. Л.8. 83 Опасность впереди // Донские известия. 1918. 23 апреля. С.2. их распоряжениям, распоряжениям нашего Военно-революционного комитета подчиняться».146 В условиях полного хаоса и всеобщего распада, невыносимых по сложности обстоятельств сложившихся в ходе боевых действий, внешних неблагоприятных факторов все это давало возможность на страницах региональной прессы выйти из пространства реальной действительности, бытие в которой было чрезвычайно сложным и небезопасным и переместится совершенно на иной уровень, в котором все повседневные воинские невзгоды не играли никакой роли, где существование человека протекало в совершенно иных социокультурных рамках и давало ощущение причастности ж некому великому, грандиозному, способному решит все проблемы человеческого бытия. Этот выход в суровых военных обстоятельствах за пределы обычного, повседневного, бытия и совершался благодаря массовой большевистской печати, отражающей новую картину мира и систему ценностей, главное место в которой, занимали не те факторы, которые были связанны с обычным человеческим существованием того или иного бойца или командира, а те, что соотносились с идеальными целями человеческого бытия. Наличие этих идеальных целей и масштабных исторических задач, которые ставила большевистская пресса перед человеком в годы гражданской войны, предоставляли ему возможность обрести исторический смысл своего бытия, который был тесным образом связан с идеальными целями общественного развития. Газеты главные органы большевистской пропаганды, постоянно подчеркивали единство целей и задач трудящихся масс в гражданской войне, и всемирный, вселенский характер противостояния «труда и капитала»: «Это выдвигает новые задачи совместной, сплоченной борьбы всех работников за уничтожение голода, нищеты, эксплуатации».147Таким образом, Октябрьская революция в образах большевистской агитации и пропаганды являлась той отправной точкой в мировой истории, которая олицетворяла переиб Партийный архив Ростов. Обкома КПСС, Ростовский областной государственный архив. Документы героических лет. 19171920 гг. Ростов-н/Д., 1987. С.88. 147 ГАКК. Ф. Р-411. Оп.2. Д.363. Л. 16. 90 |