Проверяемый текст
Кравченко, Светлана Станиславовна; Казачье самоуправление в годы гражданской войны 1917-1920 гг. (Диссертация 2008)
[стр. 208]

208 казачьих областях «в интересах всего трудового казачества и всех трудящихся на основе советской программы и принимая во внимание все местные и бытовые условия и в согласии с голосом трудового казачества на местах».543 Тут же содержались положения, отражавшие интересы казаков, прежде всего, отмена обязательной военной службы казачества и замена его постоянной службы краткосрочным обучением военному делу при станицах.
Государсгво брало на свой счет приобретение практически всех элементов казачьего снаряжения и обмундирования, отменялись еженедельные дежурства казаков при станичных правлениях, зимние военные занятия, смотры и лагеря, казакам разрешалась полная свобода передвижения.514 Обо всем этом раньше казаки не могли и мечтать.
Как видим, в своих обещаниях казакам советское правительство шло на любые
уступки, преследуя при этом одну цель: нейтрализовать казаков в политическом и военном отношениях, лишить широкой поддержки атаманов и войсковых правительств.
В данной ситуации неуклонно углублялся раскол в среде самого казачества.
Фронтовое казачество, в значительной степени, стояло на левых позициях и ратовало за изменение сложившейся в казачьих областях обстановки при помощи и поддержке Советов.
Станичное казачество, практически не сталкивавшееся с радикальными социалистическими идеями и представленное по преимуществу старшими возрастами, поддерживало
войсковых лидеров и, по сути, противостояло фронтовому казачеству, более подверженному большевистской агитации и стоящему на более радикальных позициях.
Чем дальше от крупных центров и границы с
неказачьими волостями находились станицы и хутора, тем сильнее были настроения суверенного донского и кубанского казачества с его обычаями и традициями, и сложнее проходил процесс восприятия идей большевиков.
543 ГАКК.
Ф.Р-10.
Оп.2.
Д.7.
Л.14.
344 ГАКК.
Ф.Р-10.
Оп.2.
Д.7.
Л.М.
[стр. 61]

6 1 отсутствия, как необходимых сил, так и недостатка опыта и очень слабой исполнительской дисциплины.
Более успешными были мероприятия агитационного характера, в начале декабря они продолжали осуществляться с прежней активностью и целеустремленностью.
Так, 10 декабря выходит постановление «Ко всему трудовому казачеству», в котором подчеркивалось, что Советское правительство ставит своей задачей разрешение земельного вопроса в казачьих областях «в интересах всего трудового казачества и всех трудящихся на основе советской программы и принимая во внимание все местные и бытовые условия и в согласии с голосом трудового казачества II^ на местах».
" Тут же содержались положения, отражавшие
насущные чаяния казаков: отмена обязательной военной службы казачества и замена его постоянной службы краткосрочным обучением военному делу при станицах, государство брало на свой счет приобретение практически всех элементов казачьего снаряжения и обмундирования, отменялись еженедельные дежурства казаков при станичных правлениях, зимние военные занятия, смотры и лагеря, казакам разрешалась полная свобода передвижения.513Обо всем этом раньше казаки не могли и мечтать.
Как видим, в своих обещаниях казакам советское правительство шло на любые
предложения, уступки, преследуя при этом одну цель: нейтрализовать казаков в политическом и военном отношениях, лишить тем самым поддержки атаманов и войсковых правительств и, по возможности, привлечь па свою сторону.
Ведь от того, па чьей стороне будет выступать казачество в тог период времени, во многом зависел итог разворачивающегося вооруженного противоборства не только в казачьих областях, но и далеко за их пределами.
И это хорошо понимали и советские, и казачьи лидеры.
ш ГЛ К К .
ФЛО.
O n .2.
Д .7.
Д .
[4.
" 3 ГЛ К К .
ФЛО.
О л .2.
Д .7.
Л .
14.


[стр.,62]

62 Фронтовое казачество, но большей части, стояло на позициях поддержки большевиков и ратовало за изменение сложившейся в казачьих областях обстановки при помощи и поддержке Советов.
При этом следует отмстить, что усиление подобных нас'гроений приходится на копен лета начало осени 1917 г.
и объясняется, в том числе и большевистской агитацией.
Казаки, как находившиеся на фронте, так и в станицах, одинаково желали перемен.
Значительную роль в сложившейся ситуации приобретала именно пропаганда.
Тот, кто первым завладел бы умами казаков, в конечном итоге и стал бы хозяином казачьих областей.
Станичное казачество, практ ически не сталкивавшееся с радикальными социалистическими идеями и представленное по преимуществу старшими возрастами, поддерживало
Войсковой круг, и по сути противостояло фронтовому казачеству, более подверженному большевистской агитации и стоящему на более радикальных позициях.
Чем дальше от крупных центров и границы с
иеказачьими волостями находились станицы и хутора, тем сильнее были настроения возрождения суверенного донского и кубанского казачества с его обычаями и традициями и сложнее проходил процесс восприятия идей большевиков.
Большие усилия в плане проведения целенаправленного агитационно-пропагандистского воздействия па казачество продолжало прилагать и Советское правительство.
Понимая нереальность привлечения всего казачества на свою сторону, в ближайшее время, и учитывая действительное политическое положение в казачьих войсках, большевистское руководство выдвинуло задачу нейтрализации основной массы казачества.
Это позволяло существенно сузить социальную базу антисоветских движений на территориях казачьих областей и заметно облегчить борьбу с ними.
Особое внимание советскими лидерами уделялось выработке общих положений политики по отношению к казачеству в это время.
В основе ее лежал принцип любых, в том числе

[Back]